17-04-13 / 2013
Новости отрасли
Грузоотправители требуют смягчить правила ОАО РЖД

В борьбу с новыми правилами ОАО РЖД по планированию перевозок и ограничению пропускных возможностей погрузки вслед за металлургами вступили химики. Они направили письмо в ОАО РЖД и ФАС с просьбой вернуть упрощенный порядок согласования изменений в графиках поставок, иначе железные дороги потеряют часть грузов, а производители - конкурентоспособность и гибкость поставок. Первую подобную инициативу железнодорожников в конце 2012 года ФАС заблокировала, но сейчас не спешит вступаться за грузоотправителей.

В распоряжении "Ъ" оказалось обращение главы Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Игоря Калужского к гендиректору ЦФТО РЖД Елене Кунаевой. Он просит отменить новый порядок согласования заявок на изменение даты, направления и объемов отправки грузов, утвержденный телеграммой ОАО РЖД от 19 февраля (начало действия - 1 марта). Также документ лимитирует пропускные возможности станций погрузки и разгрузки и оговаривает прием к перевозке груженых вагонов в строгом соответствии с графиком. Это уже вторая попытка ОАО РЖД ввести подобные правила. Первую телеграмму компания направила клиентам 5 октября 2012 года, но ее действие отменила ФАС в середине января.

Как пояснили "Ъ" в РАПУ, сейчас компании, перевозящие грузы по железной дороге, обязаны предоставлять ОАО РЖД график погрузки на месяц вперед с указанием точных объемов, дат и направлений, который монополия должна утвердить. Любые изменения плана корректируются дополнительными заявками. "Такие корректировки усложняют жизнь монополии, у которой есть недостаток локомотивов и вагонов, - поясняют в РАПУ. - К тому же на инфраструктуре скапливается много вагонов, которые компании взяли "про запас" и которые осложняют разъезды на конкретных участках. Так что ОАО РЖД решило переложить эти проблемы на потребителей".

Теперь поставщик, заявивший определенный объем по определенному направлению, должен вывезти его в течение трех дней, иначе на него накладывается штраф. Но главная проблема, говорят в РАПУ, что компании не смогут поставить груз туда, куда нужно. Например, если экспортная цена на конкретном рынке упала или, наоборот, повысилась и компании выгодно изменить направление поставок, ОАО РЖД может не согласовать такие корректировки или не успеть их одобрить. Если поставки будут срываться, это приведет к переполнению складов производителя. Все это влечет убытки для компаний. В ассоциации отмечают, что ОАО РЖД и раньше вводило ограничения поставок, но они были, как правило, вызваны техническими причинами (например, порт из-за непогоды не принимает грузы).

В самом ОАО РЖД уточнили, что изменения в работе с грузоотправителями проводятся в рамках внедрения Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП), разработанного и утвержденного в конце 2012 года. В компании считают предлагаемые изменения необходимыми, чтобы обеспечить "стабильное удовлетворение потребностей экономики в перевозках". "С ростом парка вагонов в стране и фактическим переходом к стихийному предъявлению грузов и порожних вагонов к перевозкам без учета состояния инфраструктуры и количества тягового подвижного состава резко снизилось качество перевозочного процесса", - пояснили в монополии.

Первыми, еще в начале марта, тревогу забили металлурги. НП "Русская сталь" уже направило жалобу в ФАС, указав, что календарное планирование не соответствует законодательству, а также приведет к невозможности вывоза всей продукции и, как следствие, к снижению общего уровня погрузки.

В то же время, отмечали металлурги, изменение маршрута может привести к удорожанию транспортной составляющей, например, при переориентации грузопотоков в порты за пределами России. Однако до сих пор производители ничего не добились.

Теперь в борьбу включились химики. "Производители минудобрений работают на экспортные направления на жестком конкурентном рынке в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры, что не позволяет заранее точно планировать объемы, даты и направления отгрузки, - уверяют в РАПУ. - Любое жесткое ограничение приведет к сбоям производства. При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются после оплаты продукции, что не дает возможности заказывать заблаговременно железнодорожные планы из-за неизвестности направления отгрузки". В результате, пишет господин Калужский, заказ планов фактически будет осуществляться наугад, что не даст желаемого результата по повышению плановости перевозок. В то же время ОАО РЖД получит огромный поток корректировок. В целом, по мнению РАПУ, новые правила могут привести к уходу части грузов на другие виды транспорта, а также к снижению конкурентоспособности российских товаров из-за дополнительных логистических затрат и отсутствия гибкости в быстрых продажах. Аналогичное письмо РАПУ направила в ФАС (вчера в службе от комментариев отказались).

Ограничения еще не введены жестко, поясняет один из химиков, в первую очередь потому, что у ОАО РЖД сезонное снижение погрузки, монополия лояльно относится к изменениям графиков и согласовывает новые сроки и направления.

Пока ничего критического не произошло, признает собеседник "Ъ", но как только поток поставок вырастет, ситуация изменится. Источник "Ъ" в одной из нефтекомпаний также ожидает, что применение новых правил может затруднить поставки в рамках биржевых торгов, а также создать дополнительные риски при снабжении нефтепродуктами нефтебаз, сетей АЗС и аэропортов.

Зампред правления Лантабанка Дмитрий Шевченко отмечает, что с проблемами сталкиваются все грузоотправители. Причина в том, отмечает эксперт, что ОАО РЖД - естественная монополия и эффективность ее деятельности не может повышаться под влиянием рынка, а регулируется только административно. "Такой способ регулирования, к сожалению, не дает эффективных результатов и приводит к перегибам, которые антимонопольный орган может вполне обоснованно расценивать как злоупотребление доминирующим положением", - считает господин Шевченко. Нарек Авакян из финансовой компании AForex отмечает, что инициатива ОАО РЖД прежде всего не будет полезна для самой компании и не окажет какого-либо позитивного эффекта на ее работу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант17.04.13Грузоотправители не справились с планом