10-04-14 / 2014
Новости отрасли
Грузоотправители против идеи привязать ж/д тарифы к цене груза - чиновник ФСТ

Грузоотправители высказываются против предложения министерства экономического развития РФ привязать изменение железнодорожных тарифов в рамках "тарифного коридора" к конечной стоимости перевозимого груза, заявил начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ Владимир Варгунин.

"Все грузоотправители на совещании у нас высказались категорически против. Кроме того, это было на Открытом правительстве. Все тоже выступили категорически против", - заявил чиновник "Интерфаксу" в кулуарах всероссийского совещания ФСТ по итогам 2013 г. в четверг в Москве.

"СУЭКом" было сказано: мы считаем, что нужно поработать несколько лет по тем правилам, (которые приняты - ИФ). Только было принято первый раз за всю историю пятилетнее решение, мы начали прогнозировать контракты, мы работаем с ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) по тем правилам, которые написаны. Дайте наработать практику - хотя бы 2-3 года, спокойно поработать", - привел пример В.Варгунин.

Аргументов, по его словам, несколько. Во-первых, предложение Минэкономразвития противоречит соглашению по Единому экономическому пространству, где зафиксировано, что индексация тарифов в рамках "тарифного коридора" является правом РЖД. Во-вторых, необходимо принимать во внимание тот факт, что на принятие решения об индексации требуется некоторое время, за которое цена груза может вновь "развернуться". "Вот пошла цена вверх, ты даешь "плюсом" тариф. А с учетом времени введения (пока мы рассмотрим вопрос), цена уже пошла вниз, а я поднимаю тариф", - пояснил В.Варгунин.

Кроме того, не понятно, какую цену брать за базовую. "О чем угольщики говорят: у меня цена низкая, и сейчас любое изменение вверх дает автоматически (подъем ж/д тарифа - ИФ). А моя себестоимость и так "минус 10%", то есть вы меня заставляете сейчас при "низком" угле небольшой плюсик в $2-3, который там образуется, автоматически поделить с (РЖД - ИФ). При этом цена еще не дошла до той цены, которая является пороговой", - отметил чиновник. Не прописано и правило изменения тарифа в рамках формулы цены.

Ранее газета "Коммерсантъ" сообщала, что министерства экономического развития предлагает увязать "ценовой коридор", в котором РЖД могут варьировать тарифы, с конечной стоимостью перевозимого груза. "При росте мировых цен тариф будет расти, а при падении может применяться скидка", - приводило издание содержание инициативы, добавляя, что это консолидированная позиция Минэкономразвития с Федеральной антимонопольной службой РФ, ФСТ и министерством транспорта. Сейчас "Российские железные дороги" используют "ценовой коридор" непрозрачно, отмечало ведомство.

Впрочем, тогда в Минэкономразвития поясняли изданию, что привязка тарифов к ценам на грузы не будет обязательной, она должна применяться "исходя из экономической целесообразности для РЖД и с учетом интересов грузоотправителей". В ведомстве также отмечали, что сейчас речь идет, скорее, уже не о мировых ценах, а о внутренних, не пояснив, почему скорректировали позицию.

Как сообщалось ранее, ФСТ с 2013 г. дала монополии право давать скидку до 12,8% от тарифа или устанавливать наценку до 13,4% на перевозку отдельных видов грузов. Но РЖД готовы снижать тариф только при долгосрочных контрактах с гарантированным объемом грузов. Индексация возможна, если средняя стоимость груза не менее чем за 3 месяца вырастет на 25% и более по сравнению со средней стоимостью груза за аналогичный период в течение трех лет.

Около года назад в интервью "Интерфаксу" президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что готов обсуждать привязку тарифов к конъюнктуре на товарных рынках. "Мы давно уже, с начала моей работы, предлагали, например, угольщикам такую формулу тарифа, которая учитывает прогнозы мировой конъюнктуры рынка. Условно говоря, повышаем тариф на 10%, исходя из предполагаемого роста цены угля. То есть формула расчета тарифа для угля должна учитывать эту маржу. Не обязательно, чтобы она тоже в два раза возросла, но связь должна быть. И наоборот: упали цены на уголь, значит, и тариф для перевозки должен быть сокращен", - заявлял топ-менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.04.2014