11-01-21 / 2021
Новости отрасли
Грузооборот РЖД с учетом порожних рейсов вагонов в 2020 г. снизился на 2,6%

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в декабре 2020 г. увеличилась на 0,3% по сравнению с тем же периодом 2019 г., до 107 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении показатель составил 3,452 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью монополии. План работы РЖД на декабрь предполагал отправку 3,373 млн тонн в среднем в сутки, что на 2% меньше, чем годом ранее, говорил собеседник агентства.

При этом в течение месяца динамика была неоднородной. По итогам 21 дня погрузка составляла 3,486 млн тонн в среднем в сутки, что на 1,3% больше, чем за три первые недели декабря 2019 г., говорил источник "Интерфакса". Однако по итогам 30 дней месяца среднесуточный показатель превышал уровень того же периода 2019 г. лишь на 0,6% (3,463 млн тонн). Замедление темпа погрузки собеседник связывал с сильными морозами в Сибири.

Грузооборот в декабре вырос на 3,3%, до 226,3 млрд тонно-километров, с учетом порожних рейсов вагонов - на 3,1%, до 284,9 млрд тонно-километров.

По итогам 2020 г. погрузка снизилась на 2,7%, до 1 млрд 243,6 млн тонн, сообщила компания. Изначально менеджмент "Российских железных дорог" закладывал в прогноз на 2020 г. рост на 2,9%. Однако негативные макрофакторы (включая COVID-19 и сделку OPEC+) потребовали пересмотра ожиданий. С весны компания ориентировалась на годовую динамику в "-5%", хотя в дальнейшем улучшила прогноз до "-3,5%" (а, возможно, падение будет и еще меньшим, заявлял осенью генеральный директор монополии Олег Белозеров).

В частности, отправка каменного угля снизилась на 5% (до 353,3 млн тонн), нефти и нефтепродуктов - на 10% (до 208,8 млн тонн), железной и марганцевой руды - на 0,4% (до 119,7 млн тонн), черных металлов - на 10% (до 66,4 млн тонн), их лома - на 2,7% (до 14,3 млн тонн), цемента - на 4,5% (до 25,1 млн тонн), лесных грузов - на 3,1% (до 40,7 млн тонн), химикатов и соды - на 6,1% (до 24,5 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов - 3,6% (до 33,8 млн тонн).

В то же время, выросла погрузка кокса (на 4%, до 11,2 млн тонн), химических и минеральных удобрений (на 3,7%, до 62,7 млн тонн), зерна (на 28,7%, до 27,9 млн тонн), строительных грузов (на 6,1%, до 131,6 млн тонн), цветной руды и серного сырья (на 2%, до 19,9 млн тонн). Грузооборот снизился на 2,2%, до 2,544 трлн тонно-километров, с учетом порожних рейсов вагонов - на 2,6%, до 3,221 трлн тонно-километров.

В октябре помесячная динамика вышла в "плюс" (+0,3%) после отрицательных показателей с конца 2019 г. Однако в ноябре вновь наблюдалось падение - на 0,7%.

В 2021 г. руководство РЖД, согласно проекту финансового плана монополии, ожидает увеличения погрузки на 2,5%, до 1 млрд 263,8 млн тонн. "Мы видим следующий год уже годом достаточно серьезного роста. Не восстановления, а роста", - говорил глава "Российских железных дорог" в октябре. Полное восстановление объемов грузоперевозок, по его мнению, произойдет в I полугодии 2021 г.

Правда, прогнозируя рост отправок на 2,5%, компания отталкивается от цифры за 2020 г. в 1 млрд 233,5 тонн с динамикой "-3,5%"; при падении погрузки в 2020 г. только на 2,7% дельта абсолютных величин составит 1,6%. К тому же в пояснительной записке к проекту финплана перевозчик делал целый ряд оговорок о факторах, которые могут повлиять на динамику показателя.

Ключевые опасения связаны с возможностью повторных ограничений из-за COVID-19. Потери погрузки по этой причине оцениваются в пределах 38-63 млн тонн, что эквивалентно 3-5% прогнозируемой погрузки (в этом случае она без влияния других факторов, по подсчетам "Интерфакса", снизится на 0,1-2,7%) - это повлечет потери доходов РЖД в 47-78 млрд руб. (их объем ожидается на уровне 1,923 трлн руб., +8,6%).

План работы "Российских железных дорог" на январь 2021 г. предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,25 млн тонн, сообщал ранее источник "Интерфакса". Исходя из этого, РЖД ждут роста объемов отправки примерно на 0,5% (в том же месяце 2020 г. они составляли 3,233 млн тонн в сутки).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс11.01.2021