01-06-15 / 2015
Новости отрасли
Грузооборот нефти продолжает снижаться

По итогам 5 месяцев 2015 года в ОАО "РЖД" зафиксировали очередное снижение объемов перевозки нефти и нефтепродуктов - на 0,7%. Внутри РЖД это объясняют, прежде всего, неблагоприятной экономической конъюнктурой и сезонными факторами. В частности, открытие навигации ощутимо снижает конкурентоспособность железной дороги.

"По нашим оценкам, в начале 2015 года основным трендом на рынке железнодорожных перевозок нефтяных грузов стало снижение объемов транспортировки сырой нефти, светлых и темных нефтепродуктов. Рост продемонстрировали только перевозки газового конденсата - за счет увеличения его добычи на предприятиях РФ", - говорит начальник департамента по работе с нефтяными компаниями ПГК Сергей Назаров.

Изменения структуры перевозок нефтеналивных грузов в 2015 обусловлены совокупностью нескольких факторов, в частности, высокой неопределенностью цен, девальвацией рубля и проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, которые привели к снижению объемов переработки НПЗ изменению направлений перевозок.

"Снижение экспортных пошлин и акцизов на нефтеперевозки, а также повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых в течение 2015-2017 гг., способствовали снижению переработки нефти, а также созданию благоприятных условий для экспорта сырой нефти. С начала текущего года отмечается значительное сокращение экспортных отправок сырой нефти в Республику Беларусь, а также перевозок импорта светлых нефтепродуктов из этого государства в Россию. Тенденция обусловлена снижением объемов переработки в Республике вследствие сокращения доли белорусских нефтепродуктов на российском рынке", - заявил С. Назаров.

Еще одним фактором, повлиявшим на рынок в этом году, стало значительное сокращение транзитных перевозки нефти по железной дороге из Казахстана по территории РФ - падение в этом сегменте составило 90% по отношению к аналогичным показателям прошлого года. Тенденция обусловлена увеличением прокачки через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем. Помимо перевозок нефти сократились транзитные перевозки мазута из Республики Казахстан.

Кроме того, под влиянием кризисных явлений в экономике продолжил снижение грузооборот автомобильного и объемы пассажирского воздушного транспорта, за счет чего сократились железнодорожные перевозки светлых нефтепродуктов - бензина и дизельного топлива.

Отметим, что в 2015 году изменение географии поставок года и улучшение эксплуатационной ситуации на сети РЖД привели к повышению показателей оборачиваемости цистерн.

"В течение года тенденция к снижению перевозок нефти и нефтепродуктов сохранится.

Помимо этого, кризис в экономике и промышленности будет способствовать замедлению темпов модернизации НПЗ, что повлечет снижение объемов производства и транспортировки нефтепродуктов", - считает С. Назаров.

Напомним, за последнее время было предложено сразу два финансовых инструмента, которые фактически увеличили нагрузку на нефтяную отрасль. Так, еще в 2013 году был анонсирован так называемый налоговый маневр, вводимый с целью заставить компании отказаться от экспорта темных нефтепродуктов и нарастить глубину их переработки внутри страны. Для этого с 1 января 2015 г. по 2017-й поэтапно сокращаются экспортные пошлины на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от вида). При этом параллельно растет нефтяной налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на добычу газового конденсата (в 1,7 и 6,5 раза соответственно).

В результате новых правил отечественные нефтеперерабатывающие заводы активно проводят работы по модернизации, направленные на увеличение глубины переработки. Однако, по данным ОАО "ИЭРТ", какого-либо отражения на перевозках нефтегрузов по сети РЖД эти действия пока не нашли. "За январь-апрель 2015 г. объемы железнодорожных перевозок нефтепродуктов составили 91,4 млн т, что на 2,4% отстает от аналогичного периода предыдущего года. Снижение было частично компенсировано ростом перевозок энергетических газов на 11%, доля которых в общем объеме перевозок составляет 17%", - говорит заместитель заведующего отделением развития транспортного рынка ОАО "ИЭРТ" Павел Шестаков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру01.06.2015