31-01-20 / 2020
Новости отрасли
Грузите нацпроекты бочками

Железные дороги верят в рост перевозок

Несмотря на падение погрузки в январе, в ОАО РЖД решили не менять планов на 2020 год, ожидая рост на 2,9%. Достичь этого должны помочь нацпроекты. Тем не менее плану может помешать, в частности, падение перевозок грузов в Китай, которое началось еще до эпидемии. Аналитики считают более вероятным итогом года снижение погрузки, компенсировать которое ОАО РЖД может лишь активным привлечением клиентов скидками.

Основным драйвером погрузки в 2020 году, согласно планам ОАО РЖД, станут нацпроекты. В соответствии с финпланом погрузка на железной дороге, "исходя из ожиданий, связанных с развитием экономики в стране", должна вырасти на 2,9%, подтвердил замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило. "Для нас очень важным сигналом стала погрузка строительных грузов, по которым мы закладывали в прошлом году снижение, а вышли с незначительным ростом, и цемента (рост 4,7%). Мы ожидаем, что в 2020 году, несмотря на пессимистичные прогнозы грузоотправителей по первому кварталу, это оживление и реализация национальных проектов будут развиваться и мы получим связанный с этим эффект".

Но итоги января не вселяют оптимизма. По словам господина Шило, фактическое падение погрузки может составить 4,9% на фоне сохранения прошлогодних тенденций. Речь идет об интенсивном снижении погрузки угля, падении перевозки нефтепродуктов из-за их ухода на трубопроводный транспорт, снижении погрузки удобрений (она, отмечает господин Шило, вскоре должна активизироваться).

Тем не менее в 2020 году ОАО РЖД ожидает рост перевозок угля. Как пояснил господин Шило, завышенных ожиданий по восточному направлению у угольщиков нет и они не ожидают большого увеличения пропускной способности от монополии. Однако в этом году ОАО РЖД ожидает появления на сети угля с дальневосточных месторождений, на которые исходно и был рассчитан план модернизации БАМа и Транссиба. Так, уже с мая должны добавиться объемы "Колмара" в Якутии.

При этом, говорит Алексей Шило, при изменении экономической ситуации у монополии есть и "план Б". "Мы будем очень внимательно смотреть, как развивается ситуация, - подчеркивает топ-менеджер. - С тем же Китаем будет показателен февраль". Это коснется не только транзита: так, пояснил господин Шило, в ноябре-декабре 2019 года уже было заметно существенное снижение перевозок в китайском направлении широкой номенклатуры грузов. Причина - в макроэкономических факторах, пояснил Алексей Шило.

Так, достаточно большой объем переработанной лесной продукции направлялся из Китая в США, но после введения заградительной пошлины в 25% у Пекина отпала необходимость ввозить такой объем леса из России. Отправка угля в Китай при росте в течение 2019 года показала резкий спад в ноябре-декабре. В частности, Китай не принимает уголь через погранпереходы. Так, в направлении погранперехода Гродеково в декабре-январе вводилось семь конвенционных ограничений общей продолжительностью 29 дней, потери в перевозках - более 500 тыс. тонн. "По нашим оценкам, Китаю в принципе наш импорт угля становится не так интересен, поэтому угольщикам надо искать альтернативные направления для своей продукции", - говорит господин Шило.

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, рост на 2,9% нереалистичен. "Уже в ноябре 2019 года рост в 1% казался оптимистичным результатом, - говорит эксперт. - Однако теперь, с учетом теплой зимы, драматического снижения европейских цен на газ и с учетом возможных ограничений грузовых перевозок в Китай из-за коронавируса любой рост кажется малореальным". По мнению господина Бурмистрова, наиболее вероятным результатом выглядит снижение погрузки как минимум на 1% и лишь "героические усилия ОАО РЖД по предоставлению скидок могут позволить выйти в ноль". Однако, полагает он, потенциал скидок с учетом уже предоставленных близок к исчерпанию, а реализация национальных проектов сможет стать драйвером роста погрузки не ранее конца 2020 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ31.01.2020