29-09-14 / 2014
Новости отрасли
Груз вины – не наш

Усилиями специалистов юридической службы Северной железной дороги выигран судебный процесс, результаты которого можно с полным основанием считать знаковыми. Наш собеседник – начальник юридической службы СЖД Артем Торгашов.

Опыт юридической службы Северной магистрали распространят на сети.

– Артем Сергеевич, в чем была суть дела и почему его итоги можно назвать первым прецедентом?

  – ОАО «Газпромтранс» предъявило иски к дороге по взысканию пени за простой грузов. Действительно, ряд поездов, перевозящих грузы компании, был отставлен от движения как на станции Череповец-2, так и на путях необщего пользования, принадлежащих грузополучателю, компании «ФосАгро – Череповец». Причина – отсутствие свободных путей. Грузоотправитель посчитал, что вина лежит на перевозчике, Северной дороге, и выдвинул три иска на общую сумму в 16 млн руб. Первые два нам удалось отклонить еще в суде первой инстанции. Однако арбитражный суд города Москвы удовлетворил третий. Но мы подали апелляцию, и суд второй инстанции в Москве оставил иск без удовлетворения.

  Мы проделали колоссальную работу, чтобы до малейших деталей доказать – вина лежит полностью на грузополучателе. Такое случилось впервые. Раньше мы проигрывали иски по брошенным поездам. И вот создали прецедент. Работа специалистов службы была столь тщательна и безупречна, что пример этого процесса рекомендован Правовым департаментом ОАО «РЖД» для распространения по всей сети.

    – В чем был залог победы?

  – Прежде всего в том, что в течение нынешнего года было налажено четкое и плодотворное взаимодействие с Северной дирекцией управления движением и Северным ТЦФТО. В вопросах организации методов и форм сотрудничества большую помощь оказали и оказывают первый заместитель начальника дороги  и заместитель начальника дороги по экономике и финансам. Теперь специалисты различного профиля активно участвуют в экспертизах для подготовки доказательной базы. Их помощь сыграла существенную роль в нашей победе.

    – Что еще изменилось за тот неполный год, когда вы возглавили юридическую службу?

  – Мы научились искать компромисс, стали все чаще находить общий язык с партнерами в спорных вопросах. Результат – рост количества досудебных мировых соглашений. Это выгодно обеим сторонам. Нам – потому что не только уменьшаются трудозатраты, но и суммы выплат, им – потому что быстрее получат причитающиеся им суммы.

    – Каковы результаты работы службы в целом?

  – На сегодня перед юристами Северной железной дороги поставлены задачи, заключающиеся в оперативном решении юридических вопросов, возникающих не только на стадии правовой экспертизы договоров и соглашений при их согласовании и заключении, но и на стадии принятия решений в области хозяйственной деятельности, в сфере управления имущественным комплексом, а также на стадии исполнения договорных обязательств.

  Что касается поданных против Северной железной дороги исков, то их было около 1700. Предъявленные  иски в денежном выражении – примерно 500 млн руб. Мы смогли доказать несостоятельность большей части из них. В результате без удовлетворения остались иски на 350 млн руб. Считаю, это очень достойный результат.

  Есть и вторая важнейшая составляющая нашей работы – подавать иски уже с нашей стороны. Причем не просто выигрывать процессы, но и добиваться положенных нам выплат.

  Приходится признать, что до недавнего времени результаты деятельности службы по исполнительному производству были невелики. Работа по принудительному взысканию задолженности чаще всего вызывает противодействие должников, их нежелание исполнять решение суда. В первую очередь, это касается физических лиц. В современных условиях юридические технологии взыскания задолженности нуждаются в совершенствовании, так как очень распространены способы уклонения, и правоохранительные органы, к которым часто необходимо обращаться для защиты нарушенных прав, работают не всегда оптимально.

  Поэтому мы все чаще осуществляем контроль над исполнением решения суда, беря на себя таким образом отчасти функции судебных исполнителей. Совместно с РЦБЗ добываем из открытых источников, в том числе из интернета, социальных сетей информацию о должнике и его деятельности, выявляем счета и разыскиваем его имущество, добиваемся наложения ареста на них. Проводим беседы, где объясняем, какие меры будут к нему применены в результате уклонения от уплаты. А они весьма разнообразны, вплоть до уголовной ответственности.

  И, надо заметить, такая практика дает ощутимый результат – подавляющее число должников не доводят дело до крайности и платят.

  В частности, по отношению к показателям января 2014 года в результате эффективного взаимодействия со службами судебных приставов по исполнению судебных актов дебиторская задолженность Северной железной дороги уменьшена более чем на 10%. В настоящее время разработаны мероприятия по взысканию долгов, в результате которых к концу года ожидается положительная динамика снижения дебиторской задолженности.

    – Какова главная задача на перспективу?

  – Что касается профессиональной деятельности, то задача-максимум одна: достижение лишь положительных результатов, исключающих убытки в деятельности подразделений филиалов ОАО «РЖД» на полигоне деятельности СЖД. Но есть и другая, тесно с ней связанная, – изменение корпоративной культуры. Необходимо приложить все усилия, чтобы образ юриста для обслуживаемых предприятий стал не символом препятствий на пути к сотрудничеству, а символом партнерства, надежного связующего звена. Правовая культура и деловой этикет, профессиональный опыт и высокая квалификация – те штрихи, из которых должен складываться  образ юриста Северной магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Северная магистраль29.09.2014