15-04-20 / 2020
Новости отрасли
Груз следует за спросом

ОАО "РЖД" с начала апреля перевыполнило план по экспортным перевозкам на 9%

С начала апреля погрузка на экспорт в направлении портов составила 954,5 тыс. тонн, что на 11% больше, чем в прошлом году. Участники рынка связывают такой рост с ситуацией в мировой экономике и изменениями валютного курса рубля, а также с введенными ОАО "РЖД" скидками на транспортировку отдельных номенклатур грузов. По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, за первые 12 дней апреля экспортные перевозки по всем направлениям выросли на 9% от запланированного объема. Погрузка составила 1,3 млн тонн, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Последний раз рост транспортировки экспортных грузов зафиксирован в ноябре прошлого года.

Помимо увеличения отправок в адрес портов, на 4,6% (до 29,4 тыс. тонн) выросли поставки в Финляндию и на 73,6% (до 11,6 тыс. тонн) – через порты Украины.

Алексей Шило отметил, что сейчас на экспорт в основном идут нефтепродукты, зерно и уголь.

По мнению участников перевозочного процесса, увеличение экспортных перевозок произошло в первую очередь из-за роста курса доллара по отношению к рублю.

По словам коммерческого директора АО "Русский дом" (один из крупнейших поставщиков пивоваренного ячменя) Никиты Кананыхина, если в IV квартале прошлого года стоимость продажи зерна составляла 13,4 тыс. руб. за тонну, то после скачка курса доллара в апреле она увеличилась до 14,8 тыс. руб.

"Мы отправляем зерно по железной дороге до российских портов, а уже оттуда в зарубежные страны. Обычно в апреле и мае отгрузка зерна низкая, поскольку в этот период традиционно нет спроса, но в этом году из-за роста курса доллара ситуация развернулась в положительную для экспортеров сторону", – заметил он.

Эксперт добавил, что на ситуацию также повлияло введение квот на экспорт для поставщиков зерна.

"Согласно планам правительства, за весь 2020 год необходимо отправить за рубеж 7 млн тонн зерна. При этом, по апрельским данным, уже вывезено 1,6 млн тонн. Я думаю, что план возможно сделать в мае-июне. Однако если зернотрейдеры досрочно его выполнят, уже в конце лета или осенью будет резкий спад экспортных поставок зерновых", – отметил он.

Начальник управления по нефтеналивным перевозкам АО "Нефтетранссервис" Игорь Кайряк считает, что положительная динамика экспорта сырой нефти по железной дороге связана с ее низкой стоимостью. Именно поэтому основным драйвером спроса нефти стало желание потребителей приобрести сырье впрок, зная, что в скором времени ее цена однозначно вырастет. "Многие потребители заливают нефть в танкеры и выставляют их на якоря. Сегодня также выгоднее добыть и продавать нефть и фиксировать доходы, пусть и минимальные, чем заниматься полным циклом переработки и продажей готовой продукции. Это менее эффективно, но многие заводы продолжают это делать с отрицательной экономикой, поскольку у них заключены долгосрочные контракты с потребителями, а также имеются обязательства перед банками и кредиторами", – пояснил он.

По мнению директора по железнодорожным перевозкам УК "Сибантрацит" Михаила Умрихина, факторами, которые положительно отразились на железнодорожных поставках за рубеж угля, являются складские запасы, от которых необходимо избавляться производителям, а также изменение курса доллара.

"Наше предприятие большую часть угля везет в направлении портов Юга и Северо-Запада, а оттуда в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Мы его отправляем с минусовой рентабельностью только для исполнения контрактных обязательств перед клиентами, которые тяжело выполнить в связи с ограничениями ОАО "РЖД" на Восток и чтобы сдвинуть с мертвой точки складские запасы, которые были сделаны с четвертого квартала прошлого года", – рассказал он.

По его словам, благодаря скидке РЖД на перевозку антрацита, которая начала действовать с 1 марта, объем перевозок увеличился.

"Однако она не такая существенная, как это необходимо. Например, отгрузка в страны АТР дешевле через Восточный порт, чем отгрузка в эти же страны через западные и северо-западные порты примерно на $12–14 за тонну. А скидка РЖД для нас составляет чуть больше одного доллара. Тем не менее в марте-апреле компании нарастили погрузку по сравнению с январем-февралем", – сказал он.

Михаил Умрихин считает, что в перспективе ситуация может измениться в худшую сторону из-за экономики мирового рынка.

"C 25 марта по 1 апреля цена на антрацит упала примерно на $15 за тонну. Это примерно треть от нынешней контрактной цены. Если мировые цены продолжат падать, нас уже не спасут ни скидки РЖД, ни снижение ставок фрахта судов. Тяжело что-либо прогнозировать, поскольку из-за вирусной пандемии приостанавливаются многие отраслевые предприятия, что негативно отражается на экспортных поставках продукции", – резюмировал эксперт

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.04.2020