12-01-21 / 2021
Новости отрасли
Груз нашелся вовремя

"Российские железные дороги" в условиях мирового кризиса незначительно сократили объем погрузки

Погрузка на сети ОАО "РЖД" в минувшем году сократилась на 2,7% к уровню 2019 года. Участники транспортного рынка считают, что перевозчику удалось сохранить погрузку на высоком уровне, несмотря на кризис, спровоцированный пандемией COVID-19. Среди главных тенденций ушедшего года они отмечают рост контейнеризации грузовых перевозок в России, который является драйвером развития рынка. "Общими усилиями нам удалось минимизировать снижение погрузки, – рассказал вчера в ходе оперативного совещания в ОАО "РЖД" заместитель генерального директора компании – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило. – Минувший год мы закончили с показателем -2,7% к уровню прошлого года – погрузка сократилась с 1405,7 млн тонн в 2019 году до 1243,6 млн тонн в 2020 году".

Наибольшее снижение зафиксировано в таких номенклатурах грузов, как каменный уголь (353,3 млн тонн, -5% к 2019 году), нефть и нефтепродукты (208,8 млн тонн, -10%), черные металлы (66,4 млн тонн, -10%), химикаты и сода (24,5 млн тонн, -6,1%).

"К сожалению, мы потеряли порядка 23 млн тонн нефтепродуктов, 18,7 млн тонн каменного угля и более 7 млн тонн черных металлов, – отметил Алексей Шило. – Однако хорошую динамику погрузки продемонстрировали строительные грузы (131,6 млн тонн, +6,1%), зерно (27,9 млн тонн, +28,7%), химические и минеральные удобрения (62,7 млн тонн, +3,7%), а также другие грузы, в том числе в контейнерах (103,6 млн тонн, +4,1%)".

"В 2020 году не только на железнодорожный транспорт, но и на экономику всей страны оказывала влияние пандемия COVID-19 и меры, связанные с ограничением ее распространения, – рассказал "Гудку" руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник. – По итогам 2020 года погрузка на сети ОАО "РЖД" сократилась всего на 2,7%, что является хорошим показателем, демонстрирующим профессионализм нашего железнодорожного транспортного комплекса, а также слаженную работу всех участников перевозочного процесса, налаженную в непростых условиях под угрозой вреда собственному здоровью".

"ОАО "РЖД" совместно с операторами железнодорожного контейнерного рынка добились довольно хорошего результата по итогам года в условиях пандемии и падения экономики, – рассказал "Гудку" заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. – Железная дорога показала себя как наиболее стабильный и надежный вид транспорта. РЖД в течение года совершенствовали свою работу и делали все возможное для того, чтобы перевозки по железной дороге не останавливались".

"Стоит отметить, что в минувшем году по сети РЖД перевезено 5,8 млн TEU (+16,5% к уровню прошлого года), – рассказал Алексей Шило. – К этому показателю, согласно нашей Долгосрочной программе развития (ДПР), мы должны были приблизиться только по итогам 2022 года. По транзитным контейнерным перевозкам мы закончили год с показателем 831 тыс. TEU, тогда как, в соответствии с ДПР, в 2020 году мы должны были перевезти 750 тыс. ДФЭ".

Напомним, в 2019 году по сети РЖД было перевезено 581,32 тыс. TEU.

Как отмечает Алексей Шило, сегодня приоритеты грузоотправителей все больше смещаются в сторону использования контейнеров, в чем можно убедиться на примере транзита. "Доля транзитных перевозок, осуществляемых в контейнерах, за один год выросла на 10 процентных пунктов и сегодня достигла уже 30%. Транзитные контейнерные перевозки в минувшем году выросли на 37,6%", – заявил начальник ЦФТО.

"Действительно, драйвером роста уже не первый год выступает транзит, – отмечает Александр Сиверцев. – Мы видим, что на железную дорогу постепенно переходит новая номенклатура груза – удобрения, нефтехимическая продукция и прочее, – и эта тенденция сохранится в 2021 году. Полагаю, влияние COVID-19 на перевозки в 2022 году будет постепенно снижаться, а рост контейнерного рынка до конца года может составить 10-15% за счет появления новых сервисов и маршрутов перевозок, а также перехода части грузов с полувагонов и других видов транспорта на контейнеры".

"По итогам 2021 года рост контейнерного рынка России составит 11% в годовом выражении, – заявил начальник отдела стратегического маркетинга Транспортной группы FESCO Максим Шишков. – Последние годы драйверами рынка остаются экспортные и транзитные перевозки. Во время эпидемических ограничений в портах по всему миру и при последующей разбалансировке морской и авиационной логистики железная дорога обеспечивала как стабильность сроков доставки, так и наличие подвижного состава".

По его словам, контейнеризация на российском рынке еще не исчерпала себя – в минувшем году все новые компании предпочитали транспортировку своих грузов в контейнерах и в текущем году также ожидается переход новых производителей на транспортировку груза таким способом.

"В 2020 году наиболее ярко эта тенденция проявилась на рынке перевозки продукции из стали. В прошлом году транспортировка стали на сети РЖД в контейнерах, по нашим оценкам, выросла почти в два раза – до 110 тыс. TEU", – считает Максим Шишков.

"Участникам железнодорожного рынка удалось довольно успешно противостоять непредсказуемости и сложности 2020 года, – считает генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов. – Удалось достичь не только приближения объемов погрузки к показателям прошлого года, но и установить рекорды – перевезено на 16,5% больше контейнеров и на 28,7% больше зерна, чем в 2019 году. При этом транспортный сектор – это многогранная система, состоящая из операторов, грузоотправителей, грузополучателей, владельца инфраструктуры со своими интересами и задачами. Непросто наладить такой сложный процесс в короткие сроки, при этом конкурируя с другими видами транспорта".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.01.2021