17-10-18 / 2018
Новости отрасли
Груз на разногласиях

В ОАО "РЖД" проанализировали торговую войну, в которой увязают Китай и США. По мнению экспертов компании, перераспределение транспортных потоков, вызванное конфликтом, несет как новые возможности для РЖД как транзитера, так и определенные риски в связи с падением цен на морские перевозки из-за роста числа свободных судов.

Противостояние США и КНР меняет привычные логистические схемы. Противостояние двух крупнейших экономик мира (см. справку "Гудка") постепенно усугубляется – увеличиваются объемы импортируемых товаров, на которые вводятся заградительные пошлины, усиливается практика формирования преград для функционирования на национальной территории компаний из противостоящей страны, минимизируется переговорный процесс. Между странами растет и геополитическая напряженность. Например, стало известно, что администрация США занимается работой по формированию коалиции с другими странами, включая государства ЕС и Японию, с целью оказания противодействия торговой политике Китая.

По словам начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антона Рышкова, влияние конфликта между Китаем и США и его развитие достаточно неоднозначно для российской экономики.

"С одной стороны, учитывая, что объемы торговли РФ и США относительно невелики, а Китай является крупнейшим торговым партнером России, спрос с его стороны имеет большое значение для экспортных, импортных и транзитных железнодорожных перевозок. С этой точки зрения торговая война и ограничение мировой экспансии Китая могут привести к сокращению объемов международных перевозок через территорию России. Так, в октябре МВФ (Международный валютный фонд. – Ред.) уже ухудшил прогноз ежегодного роста мировой экономики на 2018–2019 годы до 3,7% с 3,9%, ожидавшихся в июле, отмечая состоявшийся в мире переход от протекционистской риторики к "реальным торговым барьерам". Ограничение экспортных возможностей для Китая и США определенно снижает спрос этих стран на сырье и комплектующие, что в свою очередь ухудшает экономические показатели стран – их торговых партнеров", – отметил Антон Рышков.

С другой стороны, отмечает он, торговая война может открыть для России новые возможности. Значительные нарушения торговых связей в мире, происходящие в ходе торговых войн, ведут к перераспределению транспортных потоков. В связи с этим не исключено увеличение объемов транзитных перевозок через территорию России в условиях, когда Китай будет пытаться заместить потерю американского рынка поставками в другие страны.

"Вместе с тем фактором риска для транзитных перевозок через территорию России является ожидаемое высвобождение торгового флота, ранее задействованного в обеспечении перевозок между Китаем и США, что приведет к снижению стоимости морских перевозок и, соответственно, к снижению конкурентоспособности российского сухопутного маршрута. И конечно, надо учитывать тот фактор, что Китай будет вынужден усиливать позитивное взаимодействие в разных сферах с дружественными странами, в том числе с Россией, а также пытаться повышать свою значимость как мирового экономического центра", – подчеркнул Антон Рышков.

Отметим, что в правительстве КНР считают торговую войну "односторонней, спровоцированной США" и выражают уверенность в том, что хотя она и сказывается на экономиках обеих стран, ее пассивное влияние на китайскую экономику ограниченно.

"B первом полугодии китайская экономика в целом развивалась стабильно, и торговая война не оказала на нее сильного влияния. Что касается воздействия торгового спора на экономическое положение Китая во второй половине этого года‚ то необходимы дальнейшие наблюдения", – отметил официальный представитель Государственного статистического управления Китая Мао Шэнъюн.

Председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов считает, что последствия экономической войны между Китаем и США могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. И если напряженность затянется, возможно перераспределение товарооборота, а в случае увеличения товарооборота с Россией, безусловно, выиграют несколько отраслей экономики, в том числе железнодорожный транспорт.

"Можно предположить, что увеличатся грузовая база и объем перевозок грузов, причем значительно. Этот факт внутри отрасли может создать дополнительные трудности в части необходимости использования дополнительного количества подвижного состава для перевозок, а рынок предоставления подвижного состава в настоящее время не является профицитным. В этом случае возможный дефицит может привести к росту цен на услугу предоставления подвижного состава под перевозку и в аренду, что влияет на комплексную транспортную составляющую. В любом случае данные трудности решаемы, в том числе при наличии внутривидовой транспортной конкуренции", – говорит Евгений Реутов.

Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Вячеслав Евсеев напомнил, что ситуация с разгорающейся торговой войной между США и Китаем беспрецедентна для современной торговой системы.

"Под ограничительные меры с обеих сторон уже попали товарные потоки, исчисляющиеся сотнями миллиардов долларов. Мировая торговая система вступает в новую для себя эпоху – эпоху глобальных торговых войн. Изменение торговых потоков, конечно же, скажется и на логистике поставок. Китайские производители, столкнувшись с ограничением доступа на американский рынок, будут искать новые рынки. К таковым относятся в том числе страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ЕС. Это может создать дополнительную загрузку для перевозчиков стран ЕАЭС в рамках выстраиваемого Китаем проекта Большого шелкового пути, в том числе для железнодорожных перевозчиков. Однако многое будет зависеть от того, насколько конкурентоспособными окажутся предлагаемые услуги со стороны перевозчиков из стран ЕАЭС", – отметил эксперт.

А вот по мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, специально искать дополнительные возможности для России в этом конфликте не стоит.

"Наш экспорт в Китай носит ярко выраженный сырьевой характер. В части железнодорожных перевозок это прежде всего уголь. Никакие торговые войны с американцами на эти потоки не влияют. Если мы говорим о высокотехнологичных грузах, вектор экспортных потоков Китая сместится в сторону Европы. Это, конечно, в некоторой степени коррелирует с задачей, озвученной в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года. Реализация плана предусматривает четырехкратное увеличение контейнерного транзита на направлении Китай – страны Евросоюза до 1,6 млн TEU. План этот для нас амбициозен, но вполне осуществим", – отметил Михаил Блинкин.

Впрочем, посетовал эксперт, на фоне объемов морских контейнерных перевозок на этом направлении (порядка 50 млн TEU) наши чаяния выглядят немного наивно.

Справка "Гудка"

Фактически торговая война между США и КНР началась в январе 2018 года, когда президент Соединенных Штатов Дональд Трамп установил 30-процентную пошлину на импорт солнечных батарей. Ставка будет действовать четыре года, снижаясь на 5% ежегодно до уровня 15% (Китай – мировой лидер в области производства солнечных батарей). В марте этого года Трамп постановил подготовить и опубликовать список пошлин, которые будут повышены в связи с итогами расследования торгового представителя США по краже интеллектуальной собственности Китаем, которое выявило, что "КНР использует дискриминационные практики, наносящие вред американской торговле". Также президент США поручил инициировать разбирательство по выявленным фактам в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и обдумать меры, касающиеся ограничения инвестиций КНР в стратегические отрасли экономики США. В начале апреля был выпущен список примерно из 1,3 тыс. товаров (электроника, запчасти для самолетов, спутники, медицинские препараты и т.д.), пошлины на ввоз которых из Китая должны возрасти на 25% (общий объем их импорта в США из Китая составлял около $50 млрд). 1 апреля Китай ответил на действия американцев, обложив дополнительными пошлинами импортируемые из США мясо, фрукты. В частности, на свиные продукты и алюминиевый лом была введена пошлина 25%, на примерно 120 различных товаров, от орехов до яблок и ягод, – 15%. Импорт подобных товаров в Китай из США составил в 2017 году $3 млрд. В августе власти обеих стран ввели дополнительные 25-процентные пошлины на продукцию, объемы импорта которой с каждой стороны составляли $16 млрд. Также в течение торговых "боевых действий" Китай последовательно снизил до нуля импорт из США сжиженных углеводородных газов, нефти, зерна и других товаров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.10.2018