22-02-13 / 2013
Новости отрасли
Группа «Талтэк» купила у РЖД еще один актив – Саранский вагоноремонтный завод

Группа компаний «Талтэк» (входит в барнаульский «ЮКАС холдинг») стала собственником 100% минус одна акция ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» (СВРЗ). Он был продан 15 февраля на аукционе в Москве, который прошел в рамках реформы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). За небольшой, но весьма оснащенный и уникальный по специализации актив монополия выручила 530 млн рублей.

Группа «Талтэк» купила у РЖД еще один актив – Саранский вагоноремонтный завод

Иллюстрация: Эксперт Online

Для группы «Талтэк» Саранский завод стал уже вторым вагоноремонтным предприятием – в ноябре 2011 года в ходе аналогичного аукциона она выкупила у РЖД 100% минус одну акцию ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» (БВРЗ). Аукцион, организатором которого выступал Транскредитбанк, также проходил в Москве, а выставленный пакет был продан за 1,25 млрд рублей (при стартовой цене в 868,7 млн рублей). Причем при шаге аукциона в 10 млн рублей цена повышалась 38 раз. Победителем тогда стало ЗАО «Новоуголь», входящее в состав «ЮКАС холдинга».

Группа «Талтэк» объединяет несколько шахт и разрезов в Кузбассе (суммарной мощностью 3 млн тонн угля в год, к 2015 году планируется ее удвоить) и владеет ООО «Кандалакшский морской торговый порт» на Балтике (выкуплен в апреле 2007 года у структур «Реновы»). На экспорт уходит около 90% добываемого угля, причем в основном – в европейском направлении, для чего отгрузка ведется через порты Балтийского и Черного морей, а также через европейские погранпереходы. В структуру группы «Талтэк» с 2011 года входит транспортное предприятие «Талтэк транс», вагонный парк которого насчитывает 4 тыс. универсальных полувагонов. Так что покупка БВРЗ, основной специализацией которого является капитальный ремонт полувагонов и хопперов (зерно-, цементо-, минераловозов и платформ), а с 2007 года – еще и производство полувагонов модели 12–9780, выглядела логичным шагом. В группе «Талтэк» тогда отмечали, что завод будет интегрирован в бизнес по перевозке собственных грузов и оказанию услуг по грузоперевозкам. «Собственная вагоноремонтная база и вагонный парк позволят компании закрыть внутренние потребности в грузовых вагонах, снизить производственные издержки. Кроме того, приобретение активов БВРЗ открывает для компании новые перспективы по наращиванию деловой активности, новые проекты. Мы планируем развивать такие перспективные направления, как производство и ремонт грузовых вагонов, увеличить производственные мощности», – говорилось в официальном пресс-релизе группы компаний.

С тех пор, по данным группы «Талтэк», ей удалось добиться ощутимой положительной динамики – БВРЗ увеличило объемы производства в сопоставимых ценах на 27%, до 3,5 млрд рублей (итоги 2012 года). Планы по выпуску продукции на 2013 год – 4,3 млрд рублей; кроме того, планируется поставить на производство три новых модели вагона – хопперы для перевозки минеральных удобрений и зерна, а также полувагон с глухим кузовом. В целом же производственные мощности БВРЗ позволяют проводить капитальный ремонт до 5 тыс. вагонов. «Приобретение БВРЗ потребовало пересмотра ряда вопросов. В частности, была проведена реорганизация производства, главной целью которой была не только общая оптимизация работы заводских мощностей, но и сохранение так называемых "золотых кадров" предприятия, привлечения к работе молодых специалистов, а также привлечения новых партнеров и, соответственно, заказов. На сегодняшний момент БВРЗ загружен заказами в достаточном объеме», – отметили «Эксперту Online» в группе «Талтэк».

Покупка СВРЗ выглядит интересным шагом. По всей видимости, «Талтэк» почувствовал интерес к диверсификации бизнеса, ведь завод в Саранске к углю и его перевозке не имеет никакого отношения. Его специализация во многом уникальна – капитальный ремонт нефтебензиновых и специализированных цистерн (с продлением срока их полезного использования). Предприятие, отмечают в группе, обладает рядом конкурентных преимуществ – привлекательное географическое расположение, благоприятная рыночная конъюнктура, высокий уровень диверсификации по продуктам в ремонте, квалифицированная и опытная команда, а также значительный потенциал роста. Уровень технологических компетенций предприятия очень высок – на СВРЗ превалирует новое оборудование. «Все это позволяет считать СВРЗ уникальным в своем ряду предприятием и привлекать в качестве ключевых клиентов крупнейших игроков на рынке железнодорожных перевозок», – заявили в пресс-службе группы.

На сегодняшний день производственная мощность СВРЗ по ремонту вагонов составляет 3 тыс. в год, по изготовлению вагонов – 250 штук. Но важным фактором является возможность быстро перераспределять мощности, чтобы, к примеру, сформировать портфель заказов по различным сегментам рынка (в зависимости от изменения рыночной ситуации): «Неполная загрузка мощностей по одному продукту позволяет использовать незагруженные мощности для увеличения выпуска другого продукта». «По оценкам аналитиков, в период с 2013-го по 2015 год произойдет рост заказов по ремонту подвижного вагонного состава, срок полезного использования которого как раз должен истечь к данному периоду. Сегодня в общем числе подвижного состава нашей страны насчитывается порядка 351 тыс. единиц вагонов различных моделей в возрасте 20-29 лет. Имея все ресурсы, компания будет в состоянии удовлетворить спрос потенциальных заказчиков на профильные услуги собственных вагоноремонтных предприятий», – объяснила пресс-служба группы «Талтэк» логику новой покупки в комментарии для «Эксперта Online».

Покупка Саранского вагоноремонтного завода во многом обусловлена положительным опытом работы с предприятием подробного профиля и позволит охватить практически весь спектр вагоностроения и вагоноремонта, а также расширить географию влияния компании в данном сегменте рынка», - добавили в группе, отметив при этом, что, хотя на данный момент «Талтэк» намерен развивать имеющиеся активы, мониторингом имеющихся на рынке предложений он продолжит заниматься. И в случае заинтересованности одним из них будет рассматривать его более подробно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт.ru21.02.13Еще немного вагонов