15-10-19 / 2019
Новости отрасли
Группа ИСТ распрощалась с вагонами

Ее парк передан "Модум-Трансу" Артема Чайки

Группа ИСТ Александра Несиса, не имея возможности противостоять административному давлению, вышла из операторского бизнеса. ООО "Восток1520" и "ВМ-Транс" досрочно вернули Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) около 25 тыс. инновационных вагонов, которые тут же, по информации собеседников "Ъ", были переданы в лизинг "Модум-Трансу" Артема Чайки и Дмитрия Артякова, уже управляющему парком производства Уралвагонзавода (УВЗ). В результате в России сформирован новый крупнейший оператор инновационных вагонов с 41 тыс. единиц тяжеловесного парка.

Первая тяжеловесная компания (ПТК), принадлежащая группе ИСТ Александра Несиса и партнерам, вернула свой парк инновационных вагонов лизингодателю - ГТЛК. Договоры лизинга входящего в ПТК ООО "Восток1520" суммарно на 13,8 тыс. инновационных вагонов с ГТЛК, заключенные в 2016–2017 годах и действительные до 2030–2032 годов, досрочно прекращены с 1 октября по соглашению сторон, следует из базы СПАРК. То же произошло с парком "ВМ-Транса" - этот оператор формально подконтролен "Промышленным активам" Андрея Лебедева. С 1 октября расторгнуты договоры на 1,3 тыс. вагонов.

По информации собеседников "Ъ", знакомых с ситуацией, в общей сложности ГТЛК изъяла из лизинга около 25 тыс. вагонов: 15,5 тыс.- у "Восток1520" и 9,5 тыс.- у "ВМ-Транса".

Эти вагоны, рассказали три собеседника "Ъ", ГТЛК передала в лизинг оператору "Модум-Транс" - некогда кэптивному оператору УВЗ "УВЗ-Логистик", в 2018 году приобретенному структурами, близкими к Артему Чайке и Дмитрию Артякову. На третий квартал "Модум-Транс", по данным "Infoline-Аналитики", имел в управлении 16,2 тыс. инновационных вагонов и был на четвертом месте по этому показателю, уступая СУЭК с 35 тыс. единиц, "Восток1520" и "ВМ-Трансу".

В группе ИСТ подтвердили, что вышли из бизнеса, воздержавшись от деталей. В ГТЛК от комментариев отказались. В "Модум-Трансе" на запрос "Ъ" не ответили.

Источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что группа ИСТ вышла на все еще высоком рынке, не имея возможности противостоять попыткам создания крупного оператора с прямым доступом к трем производителям вагонов - УВЗ, ОВК и "Промтрактору",- долгим кредитам ГТЛК и с административным ресурсом.

Концепция консолидации инновационного парка ранее продвигалась самой ГТЛК. Основой нового оператора должна была стать ПТК и Brunswick Rail Ильи Беляева. ПТК была создана в 2016 году Сергеем Генераловым на основе "Нитрохимпрома" и "Восток1520". ГТЛК планировала купить ПТК, после того как та, в свою очередь, приобретет "Промышленные активы" и интегрирует их в свой состав. В этой конфигурации ПТК оценивалась в 71,7 млрд руб., еще в 20 млрд руб.- Brunswick Rail.

Но в декабре 2018 года ФАС заблокировала сделку по покупке ПТК "Промышленных активов", считая, что существует рынок инновационных вагонов, на котором ПТК доминирует. ПТК оспорила это решение и выиграла уже в двух инстанциях. В ФАС не прокомментировали "Ъ", не вызвала ли сделка с "Модум-Трансом" аналогичных возражений. По информации "Ъ", в итоге сделка с "ВМ-Трансом" все же получила оформление, но уже после того, как создатель ПТК Сергей Генералов вышел из этого бизнеса, а владельцами ПТК после серии сделок к зиме этого года стали группа ИСТ и дружественные ей инвесторы. А после того как в апреле 2019 года СУЭК купила "Нитрохимпром", ГТЛК отказалась от идеи покупки ПТК и решила сосредоточиться на традиционном лизинговом бизнесе.

При досрочном выходе из лизинговых контрактов по согласованию с ГТЛК "Восток1520" более 20 млрд руб., а "ВМ-Транс" - более 10 млрд руб. подсчитал глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, это позволило группе ИСТ выйти из актива на достаточно выгодных условиях - пусть и не таких выгодных, как в рамках ранее сорвавшейся сделки с ГТЛК,- чтобы инвестировать средства в проекты в других отраслях экономики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ15.10.2019