16-06-20 / 2020
Новости отрасли
Границе нужна модернизация

Иван Боднар, заместитель начальника Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД"

Ускорить доставку грузов из Китая в Европу можно за счет развития уже существующих пограничных переходов и новых железнодорожных контейнерных сервисов.

На совещании, проведенном Организацией содружества железных дорог в конце мая 2020 года, российская и китайская стороны договорились об увеличении ежесуточной передачи поездов через погранпереход Маньчжурия – Забайкальск по направлению из КНР в Россию до 8 поездов, из них 6 контейнерных (в прошлом году было 6 и 4 соответственно). Импортный и транзитный грузопоток растут, и любое увеличение объемов – это и возможность, и испытание. Поэтому ОАО "РЖД" в сотрудничестве с иностранными партнерами работает над тем, чтобы преодолеть все ограничения и расшить узкие места на пограничных переходах для исполнения договоренности с Китаем.

Строительство новых железнодорожных погранпереходов – это колоссальные вложения в инфраструктуру, ведь нужно не только построить станцию, но и подвести к ней железную дорогу, причем с территории обоих государств.

Поэтому развитие существующих погранпереходов – это наиболее оптимальный вариант. Сейчас полным ходом идет реконструкция станции Забайкальск, которая увеличит ее перерабатывающую способность, тем более что мы ощущаем запрос на рост как экспортного, так и импортного грузопотока.

С таможенным транзитом, который применяется для перевозок из Европы в Китай, серьезных трудностей нет, однако видим мелкие недочеты со стороны Китая. Важным условием для быстрого пересечения границы является качество предварительной информации о товарах, которые "Китайские железные дороги" передают ОАО "РЖД", а оно как перевозчик направляет в таможенную службу. Здесь пока не все гладко с точки зрения качества и полноты передаваемой информации от наших китайских партнеров, но компания работает над решением данной задачи.

Основную долю существующего грузопотока из Китая в Европу через железнодорожный погранпереход Забайкальск составляют части для сборки автомобилей, оборудование, электроника, в меньшей степени – товары народного потребления. Последние несколько месяцев в номенклатуру устойчиво вошли медицинские товары: одноразовые маски и перчатки.

Что касается обратной загрузки, то контейнеры из Европы в КНР идут в основном порожними, что логично – Китай способен обеспечить себя почти всем – от скрепок до тракторов. Для обратной загрузки и отправки европейских грузов в Китай обычно являются товары, для которых страна-производитель имеет решающее значение: премиальные автомобили, продукты питания. У Транссиба есть неоспоримое преимущество в таких перевозках по сравнению с морским транспортом – скорость доставки. Над этим параметром мы должны работать.

Перевозки из Китая в Европу – в первую очередь морские, они занимают около 98% всех отправок из Китая в европейские страны. В этом преимущество для железнодорожников – огромный потенциал роста. При этом российским погранпереходам – Забайкальску и Гродеково – приходится конкурировать не только с морским транспортом, но и с железнодорожными погранпереходами между КНР и Казахстаном, которые тоже активно включились в схватку за транзитный грузопоток. Помимо прочего, железнодорожный транспорт в части надежности всегда имел преимущество перед автомобильным, поэтому недавние карантинные мероприятия не отразились на времени прохождения груза через станцию Забайкальск. Напротив, в мае 2020 года он сократился на 14% к аналогичному периоду прошлого года.

В мае 2020 года мы активно работали над ускоренным пропуском импортных контейнерных поездов – соответствующая технология была разработана на дороге еще в 2018 году, а активное применение нашла сейчас. Это совместный проект ЗабЖД, ПАО "ТрансКонтейнер" и АО "РЖД Логистика", драйвером которого является Забайкальский ТЦФТО. Всего таких поездов за месяц было пропущено пять, среднее время от приема поезда из КНР по колее 1435 мм до его отправления на сеть РЖД по колее 1520 мм – 7 часов. На мой взгляд, неплохой результат, учитывая, что стандартно контейнер может находиться на станции несколько суток. Также перспективным направлением представляется составление графика движения контейнерных поездов от станций отправления в Китае до погранпереходов на территории Белоруссии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.06.2020