10-07-13 / 2013
Новости отрасли
Готовы ли железнодорожные операторы выйти на логистический рынок и что они могут предложить клиентам в этом направлении?

Семён Резер, президент НП «Гильдия экспедиторов»: – Операторы уже давно работают на логистическом рынке, являясь экспедиторами со своим подвижным составом. Если говорить о полном экспедировании, безусловно, оно возможно для крупных компаний. Но начинать следует не с захвата лучших кусков рынка, а с правовой базы, с оформления ответственности оператора. Сейчас он ни за что не отвечает, поскольку юридически понятие «железнодорожный оператор» не закреплено.

Нет такого нормативно-правового акта, в котором указано, например, что оператор отвечает за несвоевременную подачу, несвоевременную доставку, за простои и т.д. Как только мы определим его права и ответственность, сразу станут понятны его возможности. Далее, в зависимости от того, чего ему не хватает – не имеет вагонов, не может экспедировать, не хватает информатизации, отсутствуют тарифы, нужно решать уже эти вопросы. Но так или иначе решаться они должны на юридической основе.

Ольга Лукьянова, председатель НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава»:

– Безусловно, уже сейчас некоторые операторы готовы превратиться в логистические холдинги. По нашему мнению, в ближайшем будущем операторы поделятся на три категории. Останутся нишевые – небольшие, мелкие операторы, которые нужны для удовлетворения потребностей небольших, средних грузоотправителей. Также будут операторы, которые смогут предоставлять комплексные логистические услуги. И, наконец, останется часть крупнейших операторов, которые нужны для обслуживания промышленных предприятий.

Виктор Богданов, советник генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»:

– На сегодняшний день, по моему мнению, логистикой в объёмах, необходимых на сети, сейчас никто не занимается, главк Министерства путей сообщения в своё время более обстоятельно подходил к этому вопросу.

Кроме того, не стоит забывать, что у логистических операторов свои интересы, а у владельцев грузовых вагонов – свои. Учитывая этот факт, возможно, у операторов подвижного состава попросту не останется иного выбора, кроме как взять на себя функции логистических компаний.

Александр Егорушков, советник генерального директора ООО «Независимая транспортная компания»:

– Железнодорожные операторы готовы к выходу на логистический рынок и постепенно двигаются в этом направлении, вопрос лишь в степени готовности.

Для рынка это разумное развитие событий. Мы в своё время наращивали портфель услуг, который смогли бы предоставить нашим клиентам, предлагали определённые схемы перевозки грузов. Для операторов этот вопрос стоит в рамках развития мультимодальных центров. То есть чтобы можно было ещё и осуществлять перевалку в портах, предоставлять услуги в части рекомендаций перевозки другими видами транспорта.

Грузоотправителю всегда выгоднее иметь дело с как можно меньшим количеством партнёров при доставке продукции из точки А в точку Б. И если оператор

сможет представить полный комплекс услуг, то грузоотправители с удовольствием воспользуются услугами именно этой компании.

Игорь Стулов, директор по развитию ООО «Промхимтранс»: – На мой взгляд, процесс развития экспедиторской деятельности у операторов уже идёт и развивается по партнёрской схеме. Мы, с одной стороны, знаем, как обеспечить подачу большого количества вагонов, организовать накопление вагонов для погрузки крупных партий груза, сформировать группу вагонов или отправительский маршрут, обеспечить стыковку с портом или перегруз на границе.

Существуют компании, которые много лет занимаются мультимодальными перевозками, профессионалы в организации морских или международных автомобильных перевозок, в таможенной сфере. Наша деятельность дополняет друг друга, образует своего рода симбиоз. Операторы могут покупать услуги, которых они не оказывают, у мультимодальных компаний, и наоборот.

Я считаю, что железнодорожным операторам нет нужды всё делать своими силами. Для нас выгодно привлекать профессионалов, пусть даже при этом мы делимся частью заработка. В итоге важно, чтобы клиент получил качественный сервис за адекватные деньги, это укрепляет отношения с клиентом и обеспечивает долгосрочный выигрыш для всех.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.07.13Вопрос дня