19-01-21 / 2021
Новости отрасли
Готовим для мяса прямые поезда в Китай

Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)

В 2021 году планируется организовать отправку в Китай прямых контейнерных поездов с мясной продукцией. Объемы могут быть большими, но потребуются скидки на тарифы.

Экспорт мяса в Китай в 2020 году увеличился. Драйвером здесь выступает продукция птицеводства, которая вывозится через дальневосточные порты. Например, по результатам 2020 года объем экспорта курятины составил более 3 тыс. TEU, тогда как годом ранее – в 2019 году – этот показатель был ничтожно маленьким и составлял порядка 60 TEU.

Железнодорожный экспорт рыбы, которого вообще не существовало ранее и который появился только в 2019 году, в абсолютных показателях не так велик, но продемонстрировал большой потенциал. В 2019 году вывезли 1 тыс. тонн рыбы, в 2020 году – 18 тыс. тонн.

Понятно, что столь значимые показатели роста в первую очередь связаны с новизной маршрутов. По сути, в 2020 году они впервые начали использоваться.

Если мы говорим о перевозке мяса из Центрального федерального округа, то железнодорожный транспорт играет роль альтернативы классическому морскому маршруту через Санкт-Петербург и Новороссийск и дальше в китайские порты, позволяет существенно сократить срок доставки. При наличии дотации железная дорога может предложить цену, близкую к морскому плечу.

Крупные российские производители, которые начинают забирать или уже забрали в свои руки логистику, сейчас продают продукцию с доставкой конечному потребителю, исключая трейдеров и прочих посредников. И это правильное решение.

За счет сокращения времени доставки, в чем как раз заинтересованы производители, снижается срок оборачиваемости денег, что дает экономический эффект. Железнодорожный транспорт выполняет функцию ускорения и позволяет диверсифицировать потоки, снять риски перегруженности морского маршрута, недостатка вместимости на судах и контейнеров и недоставки продукции в срок.

Последние два-три года доля рефконтейнеров, которые едут в составе контейнерных поездов в направлении Дальнего Востока, думаю, выросла практически до 100%. Можно сказать, что сейчас все рефконтейнеры едут на Дальний Восток в составе ускоренных контейнерных поездов, используют такие преимущества, как минимальное количество сортировок, ускоренный срок доставки.

Абсолютно новый сервис, который стал востребованным в условиях пандемии, – это доставка продукции в Китай железнодорожным транспортом. В частности, из Владивостока в приграничный Китай, в город Хуньчунь. Протяженность этого плеча всего около 200 км. Преимущество маршрута – небольшое количество людей, обслуживающих одну партию груза. То есть мы можем ввезти партию до 40 контейнеров (более 1 тыс. тонн), не используя персонал. В то же время автомобильный транспорт требует на каждые 20 тонн одного водителя.

Опыт 2020 года показал, что на определенных направлениях железнодорожный транспорт способен предложить рынку качественные альтернативные продукты даже на коротких плечах и конкурировать с автомобильным транспортом.

В этом году планируется организовать в Китай прямые контейнерные поезда с мясной продукцией. Объемы могут быть большими, но для этого необходимо снизить тариф. Здесь нужна добрая воля регуляторов и РЖД.

Второй момент – для организации прямых поездов из России через погранпереходы необходимо договориться с китайской стороной, чтобы она открыла Маньчжурию, тот же Хуньчунь, потому что сейчас везти мясную продукцию по железной дороге без использования морского транспорта можно только через территорию Казахстана. Также нужно, чтобы российские и китайские государственные органы договорились об импорте в нашу страну косточковых, семечковых и цитрусовых культур из Китая. В этом случае появится гарантированный грузопоток в обратном направлении, чтобы российские операторы не возвращали вагоны в порожнем состоянии.

Про какой-то серьезный рост потребления российской продовольственной продукции в Китае в 2021 году говорить сложно. Скорее всего, если не будет предпринято ничего из того, что я обозначил выше, то увеличение потребления российского мяса составит порядка 15-20%. По рыбе сложно предсказывать, потому что на ее экспорт накладываются пандемические ограничения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.01.2021