11-10-12 / 2012
Новости отрасли
Государству предлагают не спешить с продажей стратегических активов

Правительство хочет реализовать значительную часть своего имущества, в том числе 25-процентный пакет ОАО «РЖД», поскольку уверено, что не сможет им эффективно управлять. Между тем эксперты высказались за то, чтобы инфраструктура оставалась в руках государства.

Как пояснил на "круглом столе" "Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов", организованном газетой "Ведомости", министр экономического развития Андрей Белоусов, государство держит в руках более половины собственности в стране, а в современной экономике это анахронизм. "Мы не умеем управлять этой собственностью и никогда не научимся, - полагает министр. - Чтобы более эффективно управлять, ее нужно сократить. Поэтому и было принято политическое решение начать приватизацию".

В целом МЭР готовит концепцию управления госимуществом, и ее целью является переход к регуляторной модели управления экономикой, а не через владение активами. В 2013 году правительство планирует продать 25-процентный пакет акций ОАО "РЖД". Как и для всех стратегических предприятий из приватизационного списка, Росимущество сейчас готовит своеобразную "дорожную карту", где будет отмечено, что необходимо сделать для продажи. Причем деньги для государства, как подчеркнула руководитель Росимущества Ольга Дергунова, - не основной мотив при продаже. Между тем, как подчеркнул президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, несколько дней назад компания заняла на западном рынке средства на 20 лет под рекордно низкий процент в России, что свидетельствует о ее эффективности.

"Также является мифом, что государство не может управлять своей собственностью, - замечает Владимир Якунин. - Если есть стратегия развития и она спускается менеджменту каждой компании и совету директоров, то менеджмент должен выполнять те функции, которые на него возложили. От этого зависят его бонусы. Если у нас рейтинги выше, чем у частных компаний, мы эффективней размещаемся, то разве это говорит, что государственная компания обязательно хуже". Владимира Якунина поддержал генеральный директор "Совкомфлота" Сергей Франк, заметивший, что его компанию хотели продать еще в 2004 году. А сейчас после 4 лет падения цен на фрахтовом рынке ее потенциальные частные зарубежные покупатели находятся в состоянии банкротства, в то время как сам "Совкомфлот" приносит прибыль. "Поэтому нужно осторожнее относиться и к мифологеме о безусловной полезности стратегического партнера при приватизации", - полагает Сергей Франк. В железнодорожной сфере приватизация иногда приносит парадоксы. Продажа Первой грузовой компании и "ТрансКонтейнера" лишила РЖД части доходных поступлений, и сейчас правительству приходится увеличивать субсидии на инфраструктуру. Продажа пакета РЖД принесет не больше средств, чем ее годовая инвестиционная программа.

Между тем, как говорит Владимир Якунин, если появится миноритарный акционер, то государство уже не сможет так просто вкладывать средства в уставный капитал компании для реализации необходимых проектов. Например, принято решение о том, что транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства будут осуществляться по внутренним тарифам. Если сейчас продать оставшуюся долю "ТрансКонтейнера", то и ОАО "РЖД", и бюджет потеряет очень большую сумму, которая уйдет этому частному инвестору, поскольку на рынке цены сейчас гораздо выше.

Поэтому, как полагает Владимир Якунин, те сферы, где происходит согласование интересов разных участников рынка и всего общества, должны контролироваться государством.

То, что железнодорожная инфраструктура должна находиться в руках государства, уверена и руководитель по стратегическому развитию и планированию государственной пассажирской компании Trenitalia Барбара Морганте.

"Ни один частный инвестор не мог бы позволить вложить деньги, необходимые для развития железных дорог, учитывая, что потребуется много лет, чтобы их просто построить, - говорит она. - К тому же рентабельность ему не гарантирована, а государство не позволяет слишком поднимать тарифы". В Италии, по ее словам, государственные менеджеры железных дорог вынуждены работать даже лучше, чем на рынке, поскольку идет конкуренция с частными компаниями, а Trenitalia опутана различными ограничениями.

"Существуют активы, которые, конечно, не нужно приватизировать, - согласен и исполнительный директор Morgan Stenley Андрей Сергеев. - В государственной собственности нужно оставить те компании, где требуются постоянные субсидии, где необходимо вкладывать серьезные средства и где не очень высокая отдача на капитал".

Тем не менее правительство уже приняло соответствующее решение и подготовка к продаже начинается. По мнению Владимира Якунина, было бы лучше первоначально предложить небольшой пакет акций и посмотреть на реакцию инвесторов. А затем, исходя из ситуации, принимать решение об IPO.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.10.12Спорный мотив