15-03-16 / 2016
Новости отрасли
Государство защищает машины

Минпромторг хочет вдвое увеличить список запрещенной для госзаказа иностранной продукции. Ограничения уже привели к росту цен, констатирует Минэкономразвития

 О начале работы над поправками в постановление правительства Минпромторг сообщил на портале regulation.gov.ru. В список иностранной продукции машиностроения, которую нельзя допускать к госзаказу, добавляется около 70 позиций, говорит представитель Минпромторга, среди них - двигатели, строительная техника и продукция тяжелого машиностроения.

 Сейчас в перечне 66 позиций: легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы, троллейбусы, трамвайные вагоны, подъемные краны, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, катки, уборочная спецтехника. Государство не может покупать все эти товары, если они произведены не в России или других странах Евразийского экономического союза.

 В Минэкономразвития и ФАС документ пока не поступал, сообщили их представители. В 2014 г. государство потратило 41,3 млрд. руб. на закупки машин, подпавших под ограничения, в 2015 г. - 42,8 млрд. Некоторые товары после введения ограничений в июле 2014 г. значительно подорожали. По данным Минэкономразвития, грейдеры - на 55% (первое полугодие 2014 г. к тому же периоду 2015 г.), микроавтобусы - на 59%, тракторные прицепы и полуприцепы - на 82%. В среднем цены госконтрактов из-за импортозамещения выросли на 40%, заявил замминистра экономического развития Евгений Елин в феврале. При этом в 2014 г. среднегодовой курс доллара на Московской бирже составил 38,66 руб., в 2015 г. - 61,25 руб., таким образом, рубль обесценился на 58,3%.

 Девальвация не могла стать главной причиной роста цен, считает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. На импортные комплектующие в российском машиностроении приходится порядка 20% затрат, больше 50% - только в двух секторах: аудио- и видеотехнике и машиностроении для сельского и лесного хозяйства. Остальные должны были получить выгоды, но воспользовались отсутствием импорта, чтобы поднять цены, отмечает он.

 Сами российские производители говорят, что выиграли немного. У Челябинского тракторного завода только 10% продаж приходится на госзаказ, сказал представитель "Уралвагонзавода". Поддержка от преференций небольшая, лучше было бы увеличить закупки, полагает он, на рост продаж больше влияет не госзаказ, а девальвация, иностранная продукция не выдерживает конкуренции по цене.

 Участие в госзаказе - это стимул для локализации производства, считает представитель компании "Мерседес-Бенц", легковые автомобили которой не допущены до госзаказа. Компания рассматривает вопрос о сборке в России легкового модельного ряда, сообщил представитель "Мерседес-Бенц". По его словам, закупки государства и госкомпаний составляют до трети продаж малотоннажной техники "Мерседес-Бенц" в России.

 Идея стимулировать локализацию - хорошая, но качество не должно страдать, комментирует зампред комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Надо следить, чтобы производители не расслабились в отсутствие конкуренции, говорит Бахвалов: пока продукция, у поставщиков которой есть преференции, дорожает, а качество не растет. К тому же ограничения легко обходятся, отмечает заказчик одного из регионов: при строительстве покупают не технику, а услугу, транспорт закупают ГУПы, автомобили для чиновников приобретают раз в год, часто тоже закупают услугу.

Преференции не спасают По данным Росстата, спад производства машин и оборудования в России ускорился в прошлом году до 11,1 % с 7,8% в 2014 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости15.03.2016