17-09-12 / 2012
Новости отрасли
Государство применит новые способы для финансирования восточной программы ОАО «РЖД»

Планы ОАО «РЖД» по расширению пропускной способности сети будут финансироваться за счёт инфраструктурных облигаций, концессий и использования других механизмов государственно-частного партнёрства. Правительство намерено создать условия для привлечения к строительству инфраструктуры частных инвестиций.

Для того чтобы не сдерживать экономический рост, РЖД необходимо до 2020 года инвестировать в развитие БАМа и Транссиба соответственно 737 и 181 млрд руб. без НДС в ценах 2011 года.

«Уже сейчас компании подали заявки на дополнительный вывоз в восточном направлении грузов на 100 млн тонн, а мы, даже когда закончим Кузнецовский тоннель, сможем провезти там не более 52 млн тонн, – сообщил на пленарном заседании Байкальского экономического форума в Улан-Удэ президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Работа РЖД позволяет сформировать дополнительно 1,5% ВВП, а в Дальневосточном округе – 2–2,5% ВВП. Нам в восточное направление необходимо ежегодно вкладывать 114 млрд руб., в то время как одних налогов компания платит около 200 млрд руб.».

Поэтому, как полагает Владимир Якунин, взаимодействие между государством и РЖД необходимо осуществлять на основе механизма сетевого контракта с установлением долгосрочных тарифов.

Между тем в правительстве обещают, что компании будет оказана помощь, но не путём выделения субсидий, а через другие финансовые механизмы.

«Государственная поддержка РЖД не уменьшится, а увеличится, но её форма будет изменена, – заявил на форуме вице-премьер Аркадий Дворкович. – Сейчас субсидии составляют около 100 млрд руб., но в следующем году будет использован механизм государственных гарантий на инфраструктурные облигации, что позволит увеличить финансирование, вероятно, вдвое».

Кроме того, в кабинете министров отдают отчёт, что именно увеличение пропускных способностей БАМа и Транссиба является непременным условием развития Сибирского и Дальневосточного регионов. «Транссиб является приоритетом для правительства, и у него хорошие перспективы, – заметил Аркадий Дворкович. – С БАМом ситуация сложнее, но мы понимаем, что без него регионам тоже не обойтись».

Минтранс также активно работает над законодательной базой, позволяющей инвесторам вкладывать в инфраструктуру. «Мы предлагаем механизмы, аналогичные концессионным, которые позволяют снять ограничения на оборот инфраструктуры тупиковых веток, подходящих к месторождениям, – сообщил «Гудку» заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. – Механизмы ГЧП могут быть использованы в таких проектах, как Барановский – Хасан, развитие подходов к порту Зарубино, Мозгон – Озерный ГОК».

Ещё одним механизмом привлечения инвестиций могло бы стать соглашение РЖД с грузоотправителями о введении принципа «бери или плати», однако, как заметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников, пока ни одна из крупных компаний такого соглашения не подписала, потому что бизнесменам трудно ориентироваться в условиях нестабильной экономической обстановки.

В целом сейчас Минтранс актуализирует Транспортную стратегию до 2030 года с учётом новых экономических условий. Если раньше предполагалось, что средства на строительство в размере триллиона руб. до 2015 года РЖД получит за счёт инвестиционной составляющей, то сейчас её введение не поддерживает Министерство экономического развития, ссылаясь на общий негативный эффект для экономики. Из-за того, что правительство готовится к возможному спаду мировой экономики, не предполагается её введение и в будущем. Поэтому, по словам Алексея Цыденова, акцент будет сделан на привлечение частных инвестиций. Закончить работу по Транспортной стратегии Минтранс обещает к концу года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.09.12Смена механизма