24-04-13 / 2013
Новости отрасли
Государственную программу развития транспортного машиностроения ждут преобразования

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) заключил с Министерством промышленности и торговли РФ договор о выполнении работ по актуализации «Стратегии развития транспортного машиностроения России» («Стратегия»). Её срок продлят на пять лет – с 2015 по 2020 год.

По словам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, договор с министерством заключен по итогам конкурса. Причем институт оказался единственной организацией, предоставившей оформленные по соответствующему порядку заявочные документы. Он и был признан победителем конкурса, получив от ведомства контракт порядка 5 млн руб. Напомним, что ныне действующую редакцию "Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" ИПЕМ разработал еще в 2007-м. В том же году она была утверждена и введена в действие приказом предшественника Минпромторга - Минпромэнерго России. "С тех пор ситуация в отрасли транспортного машиностроения претерпела ряд радикальных изменений. Произошли структурные изменения, появились новые вызовы, поэтому проведение актуализации очень своевременная мера, которая позволит в нынешних непростых экономических условиях скорректировать задачи документа, -подчеркнул Юрий Саакян. - Речь не идет о написании новой "Стратегии".

Среди основных тенденций, приводящих к необходимости корректировки документа, - резкое сокращение закупок подвижного состава практически до нулевого уровня. Прежде всего грузового. "Начиная с 2007 года наблюдался рост, по сути, в геометрической прогрессии, частных парков, - говорит глава института. - Подчас требования операторов к машиностроителям радикально отличались от тех, что годами предъявляло ОАО "РЖД", а еще ранее МПС. Вторая проблема связана с появлением технологического и эксплуатационного понятия "инновационный вагон", которое способно внести существенные изменения в существующие принципы рынка железнодорожных перевозок. Наконец, ощущается нехватка современных, мощных и высокопроизводительных локомотивов. Все эти новые обстоятельства необходимо учесть в актуализированной редакции "Стратегии". Заместитель генерального директора по техническому развитию - главный инженер ОАО "ПГК" Сергей Калетин согласился с тем, что редактирование существующей "Стратегии" уже назрело и осознается как участниками рынка перевозок, так и ведомствами-регуляторами.

"Увеличились скорости перевозок, ФСТ уже приняла решение о присвоении статуса инновационного состава пяти новым моделям Тихвинского вагоностроительного завода с соответствующими специально проработанными тарифными условиями, - сказал он. - Эта новая ситуация на рынке подвижного состава не может не учитываться и в документах, формирующих развитие транспортного вагоностроения. Очень важно для нас как для операторов, чтобы были даны определенные тарифные ориентиры при закупке и использовании новых типов подвижного состава, снижающего разрушение на инфраструктуре РЖД".

Поддержал идею актуализации "Стратегии" и вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Мещеряков. Он заявил "Гудку", что в актуализированную концепцию должны войти происходящие и прогнозируемые изменения в сфере не только грузового вагоностроения, но и пассажирских вагонов дальнего следования, и новых конструкций электропоездов. Появилось ОАО "ФПК", рыночная структура, существенно повлиявшая как на структуру рынка дальних пассажирских перевозок, так и на спрос на подвижной состав. Изменилась структура производства пригородного подвижного состава, поскольку появились пригородные региональные пассажирские компании, также являющиеся рыночными субъектами. Это оказывает влияние на технические параметры нового пассажирского парка, структуру и принципы формирования технических заданий на него от потенциальных заказчиков в отличие от того времени, когда ОАО "РЖД" было если не монополистом, то явно доминирующим игроком. "Все это не может не повлиять на необходимость корректировки "Стратегии". Существуют предпосылки и со стороны обновления тягового подвижного состава, - подчеркнул Анатолий Мещеряков. - За последнее время практически реализована программа разработки принципиально новых его моделей, и в настоящее время современные магистральные локомотивы приобретаются в необходимом сети количестве, и уже становится в работу принципиально более продуктивный локомотивный парк. Это касается как пассажирского ЭП20 со скоростью до 200 км/ч, так и грузовых 2ЭС10 постоянного тока производства компании "Синара", и 2ЭС5 переменного тока от ЗАО "Трансмашхолдинг".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.04.13Время актуализации