27-10-14 / 2014
Новости отрасли
Государственная поддержка лизинга подвижного состава будет способствовать развитию транспортного машиностроения – ИПЕМ

По мнению Института проблем естественных монополий, лизинг является актуальным способом развития железнодорожного транспорта в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов.

Одной из наиболее оптимальных форм государственной поддержки транспортного машиностроения является государственная компенсация затрат лизинговых компаний по уплате процентных ставок по лизинговым кредитам: бюджетная эффективность которой составляет 250-400%.

На XII международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов выступил с докладом "Лизинг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы".

В начале своего выступления эксперт отметил, что в последние годы происходит рост инвестиций в подвижной состав. Так, за последние 6 лет было вложено почти 1,2 трлн рублей, но большая часть пришлась на грузовые вагоны - 749,7 млрд рублей (62,5%). При этом спрос на подвижной состав продолжает оставаться на высоком уровне. Так, по прогнозам ИПЕМ, потребность в инвестициях в подвижной состав на железнодорожном транспорте до 2020 года составляет более 1,3 трлн руб., однако доля спроса на грузовые вагоны снижается (45,8% от объема потребностей в инвестициях) и растет спрос на локомотивы и МВПС в связи с изношенностью указанного подвижного состава.

А. Поликарпов также указал, что сегодня ключевой проблемой развития отечественного транспортного машиностроения является отсутствие в России долгосрочного оплаченного спроса. При этом, возможное сокращение инвестиционных программ ОАО "РЖД" и других субъектов перевозок может привести к негативным последствиям не только для отрасли транспортного машиностроения, но и для экономики в целом. Так, для отрасли железнодорожного транспорт из-за недофинансирования обновления подвижного состава высок риск возникновения дефицита перевозочных мощностей, что приведет к сокращению объема перевозок, доходной базы и, как результат, снова к недостатку инвестиций. Среди же ключевых ожидаемых рисков для экономики - снижение технологической устойчивости деятельности железнодорожного транспорта, сокращение объема производства на заводах, снижение объема налоговых поступлений и рост уровня безработицы.

Как отметил А. Поликарпов, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов целесообразно применение инструмента лизинга для удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта в подвижном составе. Эксперт привел в пример применение лизинговых схем в сфере авиаперевозок, которые помогли авиаперевозчикам в короткие сроки обновить флот и обеспечить конкурентоспособное качество услуг. "Важно отметить, что в 2014-2016 годах в бюджет РФ на поддержку лизинговых схем авиакомпаний заложено более 8 млрд рублей, - указал Александр Поликарпов. - Аналогичные меры на железнодорожном транспорте позволили бы приобрести порядка 240 новых плацкартных вагонов и 1250 вагонов МВПС. При этом мы говорим сейчас про подвижной состав исключительно российского производства, так как, в отличие от авиастроения, железнодорожное машиностроение в России является конкурентоспособным и способным удовлетворить потребности железнодорожной отрасли".

Александр Поликарпов указал, что ИПЕМ провел оценку эффектов для участников рынка при применении механизмов лизинга в различных отраслях транспортного машиностроения. Так, при 3-х годовой программе субсидирования лизинговой ставки на продукцию локомотивостроения будут получены, в частности, следующие эффекты:

• Дополнительный доход государства (налоги) - 38,17 млрд рублей;

• Дополнительный выпуск локомотивов - 1600 единиц;

• Дополнительная занятость - 7,5-8 тыс. рабочих;

• Снижение износа эксплуатируемого парка локомотивов на 22%.

Существенные эффекты возможны и при реализации такого механизма в пассажирском вагоностроении: дополнительный доход государства составит 5,71 млрд рублей, будет создано 4-4,5 тыс. новых рабочих мест, износ парка снизится на 8%.

Однако эксперт выделил и ряд рисков применения лизинговых схемам: невключение затрат компаний на уплату лизинговых платежей в расходную базу в условиях регулируемых тарифов, рост финансовой нагрузки на потребителей услуг транспорта и невостребованность подвижного состава в условиях изменения экономической конъюнктуры.

"Однако, несмотря на риски, механизм лизинга позволит оперативно решить проблемы транспортного машиностроения в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. - резюмировал А. Поликарпов. - По нашим расчетам, бюджетная эффективность применения лизинга с компенсацией процентных ставок по платежам составит 250-400% от вложенных государством средств. Это значит, что в государственный бюджет за каждый вложенный рубль вернется 2,5-4 руб.".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру27.10.2014