15-12-11 / 2011
Новости отрасли
Государственная компания "СГ-Транс" снова выставлена на продажу

Государственная компания "СГ-Транс" снова выставлена на продажу. За акции железнодорожного оператора будут бороться 10 претендентов. Предполагается, что сделка состоится уже до конца текущего года.

История продажи железнодорожного оператора "СГ-Транс" началась не в 2011 году, а гораздо раньше. Еще в 2006-м государство подумывало передать компанию в руки "Транснефти". Правда, тогда это были лишь предположения, которые, тем не менее, не опровергались в самой "Транснефти". Однако эта попытка так ничем и не закончилась. В следующий раз об "СГ-Трансе" вспомнили уже примерно через год. В конце 2007-го было объявлено о планах приватизации железнодорожного оператора. По независимым оценкам, 100% акций компании стоили тогда более 14 млрд руб. Однако некоторые эксперты были уверены, что эта цена даже несколько занижена и компания будет продана гораздо дороже. Тем не менее продажа "СГ-Транс" и тогда не состоялась.

В 2008 году появились другие планы. Росимущество при поддержке Минэкономразвития решило отдать компанию в руки ОАО "РЖД". При этом выдвигались некоторые условия. Было решено, что необходимо разделить транспортировку и реализацию сжиженных углеводородов, поэтому новый владелец "СГ-Транса" в обязательном порядке должен был продать непрофильные активы компании: филиалы, которые занимаются реализацией СУГ, а также газозаправочные АЗС. Но - опять не сложилось. Вопрос о смене собственника "СГ-Транса" поднимался и в 2010 году. Тогда железнодорожным оператором заинтересовалась Первая грузовая компания. По словам ее тогдашнего генерального директора Салмана Бабаева, это приобретение открыло бы для ПГК новые горизонты.

Интерес к "СГ-Трансу" также проявлял крупнейший пользователь цистерн-газовозов - "СИБУР Холдинг". Покупатель оценил вагонный парк, филиалы по реализации СУГ и состояние газозаправочных АЗС компании и... отказался от участия. В "СИБУР Холдинге" заявили, что цена в 11 млрд руб., которую запрашивали за оператора, представлялась им завышенной.

Отметим, что в настоящее время планы по приватизации ОАО "СГ-Транс", а также ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ОАО "Мурманский морской торговый порт" включены в правительственную программу приватизации на 2011-2013 гг. При этом заместитель главы Росимущества Эдуард Адашкин в сентябре заявил: есть надежда, что до конца 2011 года аукционы по продаже этих трех компаний не только будут объявлены, но и успеют состояться.

На этот раз "СГ-Транс" привлек внимание сразу десяти компаний: ОАО "ТНК-BP Холдинг", ЗАО "ЮКОС-Транссервис", принадлежащего ОАО "Роснефть", структур групп Brunswick Rail, "Сумма" (актив Зиявудина Магомедова), ООО "ТЭК "Евротранс" (входит в ISR Holding, принадлежащий бывшему вице-президенту ОАО "ЛУКОЙЛ" Искандеру Халилову), ООО "ОТЭКО-Портсервис" (структура ЗАО "ОТЭКО", подконтрольного Мишелю Литваку), ООО "Спецтрансгарант" группы Rail Garant, которой владеют Сергей Гущин, Сергей Смыслов и Николай Фалин, ООО "Газпромтранс" (структура ОАО "Газпром"), ЗАО "Спецэнерготранс" Зияда Манасира и подконтрольного братьям Аминовым ЗАО "Нефтетранссервис".

Между тем "СГ-Транс" сегодня - лакомый кусочек для покупателей. Компания является крупнейшим железнодорожным перевозчиком сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья в железнодорожных цистернах. Ее парк насчитывает более 14 тыс. специализированных цистерн для перевозки пропана и пентана. При этом оператор не ограничивается отправками по России, он работает также в Казахстане, странах Балтии и Европе. В транспортных услугах "СГ-Транса" сегодня заинтересованы ОАО "НОВАТЭК", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Роснефть", АК "СИБУР", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ТНК-BP Холдинг", ОАО "Газпром нефть". Кроме того, деятельность "СГ-Транса" не ограничивается исключительно?транспортировкой СУГ. Оператор владеет 12 филиалами по реализации СУГ, часть из которых находится в его собственности, и 59 газозаправочными АЗС. В 2010-м "СГ-Транс" заработал 7,6 млрд руб., что на 27% больше, чем за предыдущий год. Чистая прибыль составила 314 млн руб.

Тем временем очередная попытка продажи "СГ-Транса" на этот раз предпринимается как никогда вовремя. В последнее время производство СУГ в России растет. Если в 2010 году было выработано 10,5 млн т СУГ, то к 2020-му объемы планируется увеличить до 22 млн т. К этому надо добавить, что хотя в РФ рынок потребления СУГ ограничен, в Европе спрос на них постоянно увеличивается (и, по предварительным оценкам, к 2015 г. вырастет на 2 млн т). Тем не менее российским производителям и перевозчикам не стоит расслабляться: им в спину дышат компании из Алжира, Западной Африки, стран Персидского залива, а также Казахстана.

Итак, в борьбу за покупку 100% акций компании "СГ-Транс" вступили 10 компаний. Большинство из них предпочитают не комментировать свое участие в аукционе. Однако, например, в ООО "ТЭК "Евротранс" заявили, что компания крайне заинтересована в

покупке "СГ-Транса", поскольку понимает сильные позиции данного железнодорожного оператора на рынке транспортировки СУГ и планирует за счет этого расширить сферу собственного бизнеса. В ТЭК "Евротранс" отмечают большой опыт "СГ-Транса" по перевозке СУГ, а также наличие неплохой собственной базы по ремонту вагонов.

Еще один претендент - Brunswick Rail - не смог ни подтвердить, ни опровергнуть факт своего участия в аукционе. По словам заместителя директора департамента корпоративных финансов компании Дмитрия Бовыкина, в целом Brunswick Rail сейчас видит значительные возможности для развития своего бизнеса - как органически, так и за счет сделок по слияниям и поглощениям. "Мы постоянно анализируем новые возможности для роста компании, если считаем, что они вписываются в нашу стратегию", - уточнил Д. Бовыкин. По предварительным оценкам, стартовая цена на аукционе составит 13 млрд руб. Пока невозможно предсказать, по какой цене "СГ-Транс" в итоге уйдет с молотка. По мнению старшего аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, стартовая цена уже не самая низкая. Она может вырасти только в том случае, если между покупателями развернется настоящая борьба. В таком случае "СГ-Транс" могут продать и за 19 млрд руб. Но если интерес у компаний-покупателей будет минимальным, то цена вряд ли сильно поднимется.

Между тем существует и другой вариант развития событий. "Не исключено, что после того, как цена будет объявлена, некоторые претенденты могут отказаться от участия в торгах, и тогда пропадет интрига, а окончательная цена будет не столь высокой. Или может произойти следующее: стартовую цену назовет один претендент, и на этом торги закончатся", - полагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Вариант договоренности еще до аукциона выдвинул и Дмитрий Адамидов из "Инвесткафе". Он считает наиболее вероятным то, что аукцион пройдет по сценарию продажи Первой грузовой компании, когда, есть все основания полагать, стороны договорились заранее, а сам аукцион был "формальной фиксацией достигнутых договоренностей".

Если "СГ-Транс" все же сменит владельца, то, вероятно, рынок транспортировки сжиженных углеводородных газов несколько изменится. По оценкам экспертов, существуют разные варианты развития событий. ООО "ТЭК "Евротранс" и некоторые аналитики уже называют возможного победителя аукциона - ООО "Газпромтранс". Это кэптивная компания, занимающаяся железнодорожными перевозками продукции "Газпрома". И, естественно, она будет ориентирована на приоритетный вывоз этой продукции.

В настоящее время "Газпром" является монопольным производителем и продавцом СУГ, так что можно ожидать определенных изменений его политики в части реализации СУГ после такой покупки, считают в ООО "ТЭК "Евротранс".

С другой стороны, Д. Адамидов уверен, что если "СГ-Трансом" завладеют структуры "Газпрома" или нефтяные компании, то существенных изменений ждать, напротив, не приходится. При этом наиболее вероятным победителем в этой борьбе он также считает "Газпромтранс", который купит "СГ-Транс" по цене, в два раза превышающей стартовую.

Однако не стоит отметать и других игроков. В случае если владельцем "СГ-Транса" станет одна из транспортных компаний, то это усилит ее позиции не только на рынке транспортировки СУГ, но и вообще в отрасли грузоперевозок.

"Перевозка СУГ является рентабельным сегментом: в период 2008-2009 гг., когда другие показывали либо убытки, либо почти нулевую рентабельность, "СГ-Транс" демонстрировал стабильные, хоть и невысокие результаты", - отмечает Д. Адамидов. Но шансы вырвать "СГ-Транс" из рук крупных нефтяных компаний очень малы, так как предварительная цена уже составляет 13 млрд руб., а так много могут позволить себе заплатить только структуры "Газпрома", "Роснефти" и ТНК-ВР.

В любом случае, по мнению Д. Баранова, после покупки новый владелец сначала должен провести ревизию активов "СГ-Транса", после чего решить, не стоит ли ему избавиться от чего-то лишнего. "Хотя в настоящее время компания вполне дееспособная и у нее, на первый взгляд, нет каких-то лишних активов, которые стоило бы продавать, по крайней мере срочно", - добавил Д. Баранов.

Судьба "СГ-Транса" решится, вероятно, до конца 2011-го. Хотя не факт, что в этот раз попытка приватизации государственной компании будет успешной. Так или иначе, на решение этой задачи все равно отводится еще как минимум два года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер14.12.11"СГ-Транс": и хочется, и дорого