03-12-19 / 2019
Новости отрасли
Госкорпорация «Росатом» станет совладельцем группы «Дело» Шишкарева

"Росатом" станет совладельцем группы "Дело" Сергея Шишкарева, который обошел Романа Абрамовича и Владимира Лисина на аукционе по продаже "Трансконтейнера". Приоритет совместной работы - развитие Северного морского пути Сергей Шишкарев (Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС)

О том, что "Росатом" станет совладельцем группы "Дело" Сергея Шишкарева, РБК рассказали два источника, знакомых с деталями переговоров. Госкорпорация получит 30% в ООО "УК Дело", головной компании группы. По информации одного из собеседников РБК, о сделке может быть объявлено в ближайшие дни. В "Росатоме" и группе "Дело" от комментариев отказались.

Меньше недели прошло с того момента, как Шишкарев значительно масштабировал свой бизнес - 27 ноября в ходе аукциона он приобрел 50% плюс две акции компании "Трансконтейнер", крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора в России. В борьбе за актив он обошел структуры миллиардеров Романа Абрамовича и Владимира Лисина, предложив за контроль 60,3 млрд руб. - почти вдове выше стартовой цены.

Зачем госкорпорации потребовался бизнес "Дела" - в материале РБК.

Как будет организована сделка

Сделка между "Делом" и "Росатомом" будет организована в формате допэмиссии "УК Дело", в результате которой госкорпорация получит 30% в ее капитале. Сумму сделки источники РБК не раскрывают. Закрыть сделку с "Росатомом" планируется до конца года, в совет директоров "УК Дело" войдут два представителя госкорпорации.

Переговоры между "Росатомом" и Шишкаревым начались уже после того, как бизнесмен объявил о своем намерении принять участие в аукционе за "Трансконтейнер", а госкорпорация получила статус единого инфраструктурного оператора по развитию Северного морского пути (СМП), рассказывает один из собеседников РБК, - это были "два параллельных процесса". "К моменту начала переговоров "Росатом" уже активно вел работу в направлении по созданию логистики под СМП, и это, очевидно, требовало привлечения логистических компетенций. При этом вариант - самостоятельно выстраивать это направление - это долго и дорого, поэтому вариант партнерства и стал приоритетным", - объясняет источник РБК мотивы.

 

Финансировать покупку "Трансконтейнера" госкорпорация не будет. Как рассказывал сам Шишкарев, на покупку контрольного пакета контейнерного оператора он направит собственные средства и кредиты от Сбербанка. Банк же будет выступать основным финансовым партнером при приобретении пакетов у других акционеров "Трансконтейнера" - ВТБ (24,84%) и "Енисей Капитала" Романа Абрамовича и Александра Абрамова (24,74%) и других миноритариев (0,42%) - в рамках обязательной оферты. Для выкупа контрольного пакета оператора группа уже привлекла у Сбербанка первый кредит на 30 млрд руб. (вместе с процентами и банковской комиссией - 36,511 млрд руб.), в сообщении "Дела" уточнялось, что эта сумма составляет 127,45% от стоимости активов группы. Всего на выкуп акций "Трансконтейнера" "Делу" может понадобиться до 120 млрд руб.

Весь бизнес группы "Дело" представлен несколькими компаниями. Выручка ООО "Делопортс" (владеет стивидорными активами группы в порту Новороссийск, контейнерным терминалом НУТЭП, расположенным в юго-восточной части этого порта, зерновым терминалом КСК и сервисной компанией) на конец 2018 года составила 11,919 млрд руб., EBITDA - 8,781 млрд руб., чистый долг - 19,333 млрд руб. Оборот "Рускона" (интермодальный оператор) по итогам 2018-го - 4,127 млрд руб. В 2018-м структура Шишкарева также выкупила за $250 млн 30,75% Global Ports - крупнейшего в России оператора морских контейнерных терминалов - с выручкой по итогам шести месяцев 2019-го на уровне $181,2 млн (около 12 млрд руб.).

Но самым крупным активом в структуре "Дела" станет именно "Трансконтейнер": его выручка в 2018 году составила 76,9 млрд руб., чистая прибыль - 9,5 млрд руб.

EBITDA всех активов группы "Дело" находится на уровне 35-40 млрд руб., из которых на "Трансконтейнер" приходится примерно 21 млрд руб., сказал РБК руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Долг группы, по его оценкам, - около 75 млрд руб., включая 30 млрд руб., полученных от Сбербанка на покупку контрольного пакета "Трансконтейнера". Таким образом, при мультипликаторе 5-6 показателей EBITDA оценка всей компании за вычетом долга - 100-165 млрд руб., сказал он.

Зачем "Росатому" понадобился частный партнер

Еще в марте 2018 года, в рамках послания к Федеральному собранию, президент Владимир Путин заявил, что грузопоток по Северному морскому пути к 2025 году должен возрасти в десять раз - до 80 млн т. "Наша задача - сделать его глобальной конкурентной транзитной артерией", - сказал тогда президент. По данным Минтранса, по итогам 2018 года грузопоток по СМП уже составил 17 млн т.

Как позднее отмечал гендиректор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев, грузооборот может быть и больше "благодаря строящимся атомным ледоколам и намеченному развитию инфраструктуры" - 92,56 млн т к концу 2024 года. Но и этот уровень он назвал "промежуточным финишем", анонсировав к 2030 году загрузку на уровне 110-120 млн т в год. "Создание оператора позволит наконец работать в "одно окно", объединит усилия государства и бизнеса по более эффективному использованию такой важной транспортной артерии, как СМП", - объяснял глава госкорпорации роль в этом "Росатома".

Железнодорожные контейнерные операторы могли составить конкуренцию "Росатому" в развитии СМП, поэтому госкомпания логично рассматривала возможности выхода и в этот сегмент, отмечает источник, близкий к одному из претендентов на "Трансконтейнер". Как рассказывает один из источников РБК, основными направлениями сотрудничества "Росатома" и группы "Дело" станет развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия - Европа - Азия, в том числе через Северный морской путь. "На базе логистических активов "Росатома" и активов Шишкарева предполагается создание новой круглогодичной контейнерной арктической линии", - отмечает он.

Инвестиции в создание необходимой транзитной инфраструктуры на СМП "Росатом" оценивает в $7 млрд, говорится в подготовленной для банков презентации "Росатома" (есть у РБК). Годовой оборот нового перевозчика оценивается в $5,6 млрд на пике начиная с 2026 года. Пилотный запуск контейнерной линии на Северном морском пути запланирован на 2024 год, его мощность в "Росатоме" оценивают в 30 млн т в год к 2028 году (70% от общего грузопотока по СМП). Для перевозки целевого объема контейнерных грузов через СМП потребуется арктический флот из 33 коммерческих судов (контейнеровозов), инвестиции в создание флота госкорпорация оценивает в $5,8 млрд. Для реализации проекта она планирует привлечь проектное финансирование (70%), собственные средства и деньги соинвесторов (30%).

Цель "Росатома" - реализация конкурентного преимущества СМП относительно Южного морского пути через Суэцкий канал: расстояние по "северному" маршруту на 40% короче, время доставки грузов на 20-30% меньше в зависимости от ледовых и погодных условий, а также сопоставимая себестоимость и возможность ее оптимизации при использовании атомных ледоколов, указано в материалах госкорпорации. При этом грузопоток по Южному морскому пути уже составляет 1 млрд т, из них больше половины (570 млн т) - перевозка в контейнерах. По прогнозу госкорпорации, на Северный морской путь можно перевести с "южного" маршрута 47 млн т в контейнерах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК03.12.2019