21-05-15 / 2015
Новости отрасли
Госдума разрабатывает меры по государственной поддержке вагоностроения

В комитете Государственной думы по транспорту рассмотрели ситуацию в отечественном вагоностроении и признали ее катастрофической. 

В этом вопросе парламентариям помогли представители вагоностроительных заводов и операторских компаний, которые приняли участие в прошедшем 19 мая совместном заседании Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков и некоммерческого партнерства "Объединение вагоностроителей" (ОВС). Участниками принято решение о подготовке итогового документа, который мог бы использоваться при принятии решений в сфере поддержки вагоностроения представителями обеих ветвей власти. Опубликовать его обещано в течение 10-14 дней.

В совещании под названием "О ситуации в грузовом вагоностроении и ее влиянии на развитие транспортной инфраструктуры и транспортных услуг" приняли участие представители всех крупнейших вагоностроительных заводов и операторских компаний, а также депутаты Госдумы и чиновники федеральных органов власти. Заседание вел первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту, председатель координационного совета Михаил Брячак. Он рассказал, что ситуация в вагоностроении очень тревожна и может привести к полной остановке производства на большинстве вагоностроительных предприятий. "Члены совета должны рассмотреть ситуацию в вагоностроении и найти необходимые рекомендации для различных властных и хозяйствующих структур, чтобы оно не только сохранилось, но и развивалось", - отметил парламентарий.

Исполнительный директор ОВС Василий Варенов уверен, что для того, чтобы избежать потери проектных и производственных возможностей в РФ, необходимо обеспечить совокупный годовой выпуск 35-40 тыс. вагонов. "Это тот минимум, который позволит сохраниться вагоностроению в нашей стране", - заявил В. Варенов.

По мнению исполнительно директора партнерства, рынок грузового вагоностроения находится в глубоком системном кризисе, вызванном снижением объемов железнодорожных перевозок и несвоевременным списанием грузовых вагонов с истекшим сроком службы. Международные санкции против российской экономики только углубили болезни отрасли.

По данным ОВС, российским собственникам в настоящее время принадлежит более 1,2 млн грузовых вагонов всех видов. При этом пропускная способность железных дорог может переработать не более миллиона вагонов. Отсюда появляется профицит грузовых вагонов, примерно в 200 тыс. ед. По итогам 2014 года суммарный объем выпуска грузовых вагонов уменьшился на 9%. За I квартал 2015-го он сократился еще на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Средняя загрузка вагоностроительных заводов на сегодняшний день не превышает 30-35%. Все вагоностроительные заводы в РФ начиная с IV квартала прошлого года работают в режиме неполной рабочей недели, а ряд предприятий и вовсе остановили или останавливали производство.

Говоря о действующем парке, В. Варенов отметил, что каждый пятый вагон, эксплуатируемый в России, работает с продленным сроком службы. "Фактически это означает, что установленные разработчиком сроки службы грузовых вагонов (22 года для полувагонов и 30 лет для цистерн) искусственно увеличены", - резюмировал он. Всего, по оценкам ОВС, с продленным сроком службы эксплуатируется около 250 тыс. вагонов, что превышает существующий профицит.

Таким образом, если государство будет последовательно проводить политику, зафиксированную в новом техническом регламенте Таможенного союза о безопасности железнодорожного транспорта, в соответствии с которым продление срока службы для собственников вагонов становится экономически невыгодным, то ситуация в вагоностроении сможет нормализироваться. Постепенного сокращения профицита парка, вызванного списанием старых вагонов, в ОВС ожидают уже с конца 2016 года. Тогда же можно ожидать и рост спроса на новые вагоны.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) также отмечают резкий спад производства грузовых вагонов в РФ. По их данным, в I квартале 2015 года оно сократилось почти в 2,5 раза, до 6,6 тыс. ед. При этом выпуск на "Уралвагонзаводе" упал в 6 раз, до 920 ед., на "Алтайвагоне" - на 61%, до 500 вагонов, на Новокузнецком вагоностроительном заводе - на 36%, до 330 ед., на "Рузхиммаше" (входит в "Русские машины") - на 89% (181 ед.), а, например, Армавирский завод тяжелого машиностроения, который являлся дочерней структурой украинского "Азовмаша", практически остановился. На этом фоне наиболее благоприятной ситуация выглядит у ТВСЗ (группа "ОВК"), который выпустил 2,7 тыс. инновационных вагонов, что превысило уровень I квартала 2014 года на 600 ед. Кроме этого, рост в 23% (до 650 ед.) продемонстрировал Брянский машиностроительный завод (входит в "Трансмашхолдинг").

Представитель ОВК Василий Сомов прокомментировал ситуацию грамотной сбытовой политикой, которую проводит ТВСЗ. "Схема производства вагонов у нас и УВЗ одинакова, - поделился он. - И ТВСЗ, и УВЗ продают вагоны лизинговым компаниям, "Рейл1520" и "УВЗ-Логистик" соответственно. Но при этом "Рейл1520" находит потребителей под свои вагоны, и они пользуются спросом".

В ИПЕМ отмечают, что стратегия ОВК по выходу на рынок только с инновационными вагонами, их сервисным сопровождением и обеспечением тарифными скидками оказалась более перспективной, чем у УВЗ, который делал акцент на обычные вагоны. Стоит отметить, что с подобными выводами согласны представители АО "ФГК" и компании "СУЭК", которые являются одними из основных покупателей продукции ТВСЗ.

В свою очередь, руководители Первой грузовой компании неоднократно высказывались за предоставление операторам более широких возможностей по модернизации и продлению срока службы грузовых вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.05.2015