24-12-15 / 2015
Новости отрасли
Горнорудные предприятия Украины выступают за введение моратория на повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки в 2016 г

Горнорудные предприятия Украины резко критикуют намерение ПАО "Укрзализныци" повысить в 2016 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в общем на 65%, предлагая ввести мораторий на рост цен на транспортировку железнодорожным транспортом на следующий год и сохранить экспортный потенциал страны.

Об этом заявили руководители крупнейших горнорудных предприятий Украины по добыче железорудного сырья - Полтавского, Южного, Ингулецкого, Северного, Центрального, горно-обогатительных комбинатов (ГОКов), а также КЖРК, ЗЖРК и ПАО "Евраз Сухая Балка", направив соответствующее письме премьер-министру Украины Арсению Яценюку.

"Железорудная отрасль Украины является одной из ключевых и стратегически важных отраслей отечественной промышленности, объем экспорта которой составляет 50% ее общего производства, которое обеспечивает значительную часть валютных поступлений к стране (за девять месяцев 2015 года, более чем $1,7 млрд) является одним из основных источников наполнения бюджета и фондов налогами и отчислениями, способствует поддержке занятости, а следовательно, и социальной стабильности в регионах присутствия - только на железорудных предприятиях Украины официально трудоустроены около 50 тыс. человек", - констатируется в письме.

При этом отмечается, что железная руда является одним из ключевых грузов отечественной транспортной отрасли - ее доля в структуре ж/д перевозок составляет около 25%, в структуре обработки грузов портами Украины - около 30%. Таким образом, ситуация в железорудной промышленности существенно и напрямую влияет на смежные отрасли и ситуацию в стране в целом.

Министерство инфраструктуры Украины 25 ноября текущего года обнародовало намерения по очередному повышению тарифов на грузовые перевозки ж/д транспортом в Украине в первом квартале 2016, минимум, на 20%, а в целом в 2016 году - почти на 50%.

"Для всех наших предприятий такое повышение станет неподъемным грузом, ведь увеличение расходов на грузовые перевозки грузов 1-го тарифного класса (к которому относится железная руда) составят намного больше, чем официально задекларировано, если учесть следующие факторы: индексация тарифов в два этапа (с 1 января-2016 и 1 июля-2016) приведет к росту транспортных расходов грузоотправителей на 38%, рост стоимости возврата порожних вагонов на 80%, и это только с января-2016р", - констатируется в документе.

Кроме того, это приведет к росту транспортных расходов еще на 11%, росту вагонной составляющей для вагонов "Укрзализныци" еще приблизительно на 5% и др.

"В целом, тарифы на перевозку ЖРС увеличатся почти на 65%, что может привести к потере большей части экспортных рынков, а также последующему сокращению потребления железной руды отечественными металлургами", - подчеркивается в документе.

При этом авторы обращения выступают против такого повышения тарифов, ссылаясь на опыт зарубежных стран. И уточняют, что при убыточности предприятий добывающей и химической промышленности, металлургии и энергетики, прибыль монополии от грузовых перевозок за 2014-2015 годы составит около 15 млрд грн, основная часть которой пошла на перекрестное субсидирование пассажирских перевозок. Комплексный анализ возможных негативных последствий для экономики Украины от стремительного роста тарифов природной монополии никто не проводил, а, следовательно, ожидаемые "Укрзализницей" дополнительные доходы обернутся крахом целого ряда отраслей отечественной экономики, прогнозируют топ-менеджеры.

"Неконтролированный рост тарифов на услуги природных монополий ставит под реальную угрозу инвестпривлекательность украинских предприятий. Для инвестора увеличения регулируемых тарифов за два года в два-три раза в условиях падающих мировых рынков свидетельствует об отсутствии контроля за госмонополиями и невозможности прогнозирования доходности инвестиций. Эти риски непременно приведут к отказам от инвестирования в отечественную промышленность", - констатируется в письме.

По мнению авторов документа, непонятным и абсурдным является предложенное повышение платы за перевозку порожних вагонов из-под выгрузки грузов 1-го тарифного класса в 2016 году на 108%. В последние годы из-за неспособности монополиста к обновлению подвижного состава железных дорог, промпредприятия были вынуждены отвлекать свои финансовые ресурсы на инвестиции в увеличение собственного вагонного парка. Так, только компании группы Ferrexpo за последние семь лет приобрели более 2,4 тыс. вагонов на сумму почти $150 млн. Благодаря этому отечественному бизнесу удалось сохранить и увеличить объемы перевозок собственной продукции, что положительно отобразилось и на финансовом состоянии "Укрзализныци".

В такой ситуации инициатива по резкому изменению правил игры для бизнеса выглядит непонятной и нелогичной, в то время как действующий порядок ценообразования полностью отвечает рыночным принципам формирования стоимости перевозок.

"Учитывая критическую ситуацию для украинских горнорудных предприятий, что может привести к их полной остановке из-за потери конкурентоспособности продукции на мировом рынке, убедительно просим вас (премьер-министра - ИФ) прислушиваться к нашим аргументам и, учитывая опережающую динамику железнодорожных тарифов относительно официальной инфляции, фактическую рентабельность грузовых перевозок, наличие альтернативных путей решения финансовых проблем железнодорожной монополии, текущую рыночную ситуацию, считаем жизненно необходимым для наших предприятий ввести мораторий на повышение железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в течение 2016 года", - указано в письме руководителей ГОКов.

При этом уточняется, что поскольку в данное время также идет реорганизация "Укрзализныци" - от перегруженной непрофильными активами громоздкой структуры госпредприятие превращается в прозрачную и публичную акционерную компанию - "считаем, что только после ее окончания, имея понимание реальной ситуации в "Укрзализныци", нужно вернуться к вопросу пересмотра тарифов и действующего порядка ценообразования для грузовых перевозок", - резюмируется в документе.

Как сообщалось, в последние два годы наблюдается резкое падение цен на железорудное сырье на мировых рынках, что привело к закрытию ряда предприятий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.12.2015