15-12-20 / 2020
Новости отрасли
Гонка на опережение

В 2020 году доля контейнерных отправок поездами на маршруте Китай – Европа – Китай выросла до 6-8% из-за пандемии, вызвавшей дисбаланс спроса и предложения. Какие новые сервисы и продукты от операторов способствовали этому росту, а что, наоборот, могло тормозить процесс?

Устойчивость с нотками нестабильности Развитие контейнеризации внутреннего рынка транспортно-логистических услуг стимулируется ростом перевозок промышленной продукции и сырья.

Увеличение общей доли контейнерных перевозок происходит также из-за роста объемов транзитных и экспортных грузопотоков.

Этому способствует и открытие новых направлений, в том числе через Калининградскую область, а также бесшовный сервис при пересечении границ государств, ценовая политика ОАО "РЖД" и активное развитие цифровых сервисов, отмечает руководство монополии.

Наиболее актуальными для перево зок грузов контейнерными поездами попрежнему остаются маршруты отправки из Европы и России в страны АзиатскоТихоокеанского региона (АТР). Активному росту рынка способствует увеличивающийся объем торговли между странами ЕС и Китаем, субсидии китайского правительства, а также общее снижение ставок, что дало возможность конкурировать с морскими перевозками.

На международном направлении, безусловно, маршрут Китай – Европа – Китай является крупнейшим рыночным сегментом. Китай также является агрегирующей площадкой для грузоотправителей из Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Индонезия).

Основным маршрутом транзита в этом году окончательно стали пограничные переходы через Достык и Алтынколь, при этом фиксировался рост грузов из России через Казахстан – из-за ограничений по транспортировке через Забайкальск.

"Российский рынок контейнерных поездов также значительно вырос (на 8% за 9 месяцев 2020 г.) и имеет высокий потенциал для дальнейшего роста, так как уровень контейнеризации грузов на сети все еще остается низким из-за недостаточных мощностей по перегрузке (оборудованные контейнерные площадки) и незнания преимуществ железнодорожных контейнерных перевозок участниками рынка (многие продукты категории fresh перевозятся автотранспортом, несмотря на значительные затраты на операции перетарки)", – говорит директор практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Николай Чернецов.

Но в целом рынок контейнерных поездов уже сложился – и участники работают на устойчивых направлениях с устойчивым грузопотоком. Среди главных тенденций рынка контейнерных поездов сегодня – уход от монопоездов, использование подвижного состава с регулярными отправками и фиксированными тарифами, дефицит рефрижераторов, но в то же время и крен в сторону новых направлений. Так, определенная перспектива видится в повышении уровня контейнеризации грузов из Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан), экспортирующих продукты категории fresh. Уровень контейнеризации экспорта данных грузов остается низким, большинство грузов перевозятся тентованным автотранспортом.

С точки зрения внутренних маршрутов эксперты видят перспективу роста направлений, где до сих пор наблюдается низкий уровень контейнеризации, – вывоз лесных грузов из регионов Сибири, зерновых грузов из Черноземья (в части зерна высоких категорий).

Возвращаясь к транзиту, в течение последних 2 месяцев в условиях резкого дефицита провозной способности на классических линиях из Китая в Европу наметился тренд на нехватку контейнеров. Такая ситуация может продлиться пару месяцев, а после Нового года сойдет на нет, прогнозирует член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Андрей Гречкин, ссылаясь на глобальный тренд.

А в России наметилась тенденция по использованию рефрижераторных контейнеров наряду с универсальными в одних и тех же контейнерных поездах.

Но на внутрироссийских направлениях со средним плечом (из Москвы в Новосибирск, Иркутск, Красноярск) рефконтейнеры в одном поезде вместе с универсальными контейнерами используются реже.

Ликвидация дефицита как новый импульс

На рынке транспортно-логистических услуг в целом происходит общее изменение структуры погрузки. Растет грузопоток химических и пищевых грузов, а в перевозках генеральных грузов, таких как уголь, сохраняется наметившийся в прошлом году тренд на снижение потребления на этом рынке в России и за рубежом. Последнее привело к тому, что рынок предоставления полувагонов стал профицитным и трансформировался в рынок клиента.

"Вагоностроительная отрасль, занимавшаяся в первую очередь выпуском полувагонов, теперь сможет сконцентрироваться на выпуске специализированных видов подвижного состава и контейнерного оборудования.

В частности, серьезным препятствием на пути развития перевозок скоропортящихся грузов является дефицит рефрижераторных контейнеров. При организации отечественного производства и последующего приобретения таких контейнеров операторами необходима соответствующая господдержка", – говорит представитель АО "РЖД Логистика". Сейчас компания готовится осуществить пилотные отправки растительного масла с использованием флекситанков в Китай по новому сухопутному маршруту.

По словам участников рынка, с точки зрения рефрижераторной логистики потенциально успешным направлением могут быть прямые контейнерные поезда в Китай. Но в данный момент нет встречного "скоропортящегося" потока, так как ввоз китайских цитрусовых, косточковых и семечковых плодов, в первую очередь яблок и груш, в Россию запрещен. Кроме того, здесь должна учитываться и тарифная нагрузка для рефконтейнеров.

"Для операторов рефрижераторных контейнеров интересен маршрут Юг – Север. Это грузопоток из Турции в направлении Москвы. Проработка этого направления происходит на протяжении последних лет трех. В ноябре – декабре высокий спрос на турецкие цитрусовые. В Новороссийске в этот период наблюдается нехватка свободных судов, машин, рефконтейнеров, которые не в состоянии вывезти большой объем грузов. В этом плане хорошим выходом стало бы создание стабильного железнодорожного сервиса. Но для этого нужно достичь нескольких вещей. Во-первых, доставка в рефконтейнерах должна укладываться максимум в 8 дней. Во-вторых, должна появиться возможность грузить в Москве непродовольственные грузы в эти же рефконтейнеры, чтобы минимизировать порожний перегон обратно в Турцию", – поясняет А. Гречкин.

На этом направлении сейчас есть достаточно большой грузопоток, поэтому операторам рефконтейнеров для формирования ускоренных поездов можно было бы дать пробный тарифный коридор. Но операторы рефконтейнеров, как отмечает он, пока не могут предложить комплексное логистическое решение, близкое по цене и скорости к автотранспорту.

Любопытно, что в мае первый отечественный автономный рефконтейнер, произведенный на Донском механическом заводе (входит в АСОРПС), отправился из России в китайский город Чэнду. 40-футовый автономный рефконтейнер стал первой отечественной разработкой, успешно осуществляющей перевозки скоропортящихся продуктов в России, а теперь и в КНР. Стартовая цена таких контейнеров составляет 1,5 млн руб., что почти в 2 раза дешевле аналогичных импортных разработок.

Каждому – по сервису На текущий момент активно развиваются различные продуктовые сервисы – перевозка универсальных контейнеров, рефрижераторных, танк-контейнеров и флекситанков, и по каждому из этих сегментов есть дополнительный потенциал роста.

По словам участников рынка, несмотря на все сложности текущего года, уровень сервиса контейнерных поездов оставался на высоком уровне.

"Доставка происходила по расписанию и с минимальными задержками в транзитных сроках до момента резкого роста перевозок из-за переориентации грузов с морского транспорта на железнодорожный по причине отсутствия морских контейнеров в Китае", – делится руководитель отдела мультимодальных перевозок Дальневосточного региона FM Logistic Игорь Ляшик.

Направление Китай – Европа – Китай составляет основную часть транзита, но идет развитие и других международных направлений. Существует высокий потенциал для транзита из Кореи и Японии по интермодальным маршрутам через порты Владивосток и Восточный, которые обладают преимуществами транзитных сроков и возможностью перевозки опасных грузов по сравнению с железнодорожными маршрутами через территорию Китая.

В частности, развитие сервиса TransSiberian LandBridge демонстрирует рост контейнерного транзита из Японии и Кореи в Европу и обратно. С момента запуска сервиса уже отправлено более 1 тыс. TEU.

А в ноябре текущего года АО "РЖД Логистика" и FESCO организовали отправку полносоставного контейнерного поезда с японскими грузами из Владивостока в Европу по Транссибу. В составе поезда были контейнеры с медицинским оборудованием, химикатами, мото- и климатической техникой, электроинструментом, компрессорами и др.

Сервис Trans-Siberian LandBridge снижает сроки перевозки грузов в сравнении с традиционными морскими маршрутами. Время доставки от портов Японии до портов Европы через Суэцкий канал занимает до 50 суток, в то время как с использованием Транссибирского мультимодального маршрута – вдвое меньше.

Кроме того, сейчас рост переживают перевозки по международному транспортному коридору Россия – Вьетнам. Сервис популярен у многих российских экспортеров, и в настоящее время "РЖД Логистика" осуществляет доставку генеральных грузов в 40-футовых стандартных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении Россия – Вьетнам.

А в рамках развития международного транспортного коридора Север – Юг "РЖД Логистика" планирует запустить новый регулярный контейнерный сервис из Индии в Россию и в обратном направлении. Общее транзитное время составит 20-22 дня.

Напомним также, что с помощью ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов отечественная продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности регулярно отправляется с терминалов Ворсино (Калужская область) и Селятино (Московская область) в Чунцин и Сучжоу. Проект "Агроэкспресс" дает возможность российским производителям осуществлять одиночные отправки контейнеров в составе поезда, а транспортным предприятиям – прицеплять к составу поезда свои платформы с контейнерами в пунктах консолидации по пути следования.

Что касается только запущенных в этом году сервисов, в конце лета из Китая в Европу впервые был отправлен контейнерный поезд с использованием цифровых технологий ЭТП "Грузовые перевозки". Поезд состоял из 41 сорокафутового контейнера с товарами народного потребления, проследовал из города Сиань на терминал Будапешт Билк через КНР, Казахстан, Россию и Украину. Этот сервис упрощает доступ к услугам железнодорожного транспорта, повышает его потенциал и конкурентоспособность сухопутного железнодорожного маршрута.

Также Global Ports запустил регулярный контейнерный поезд с терминала Восточной стивидорной компании (ВСК) в логистический парк "Янино". Поезда будут отправлять от ст. НаходкаВосточная на ст. Заневский Пост еженедельно. Время в пути следования составит 11 суток.

Н. Чернецов обращает внимание также на рост диджитализации сервисов, используемых на сети. Крупнейшие операторы вагонного парка и экспедиторы перешли на такие продукты, как онлайнкалькулятор. В то же время уровень диджитализации сильно отстает от ведущих мировых практик, например, для российских компаний все еще недостижим уровень таких сервисов, как E Quote DHL и Maersk spot.

"Существенным ограничением является недостаток современных контейнерных площадок по типу Ворсино Freight Village, где есть контейнерный двор и распределительный центр, а также недостатки таможенного оформления, такие как необходимость оформления документов на каждый вид транспорта или нехватка электронных таможенных терминалов.

Чтобы обеспечить привлечение грузоотправителей из Японии и Кореи, необходимо выйти на стабильные сроки транспортировки и для этого повышать уровень сервиса в портах перевалки, где в основном наблюдаются задержки", – комментирует эксперт.

Курс на бесшовность В июне скорость контейнерных поездов Китай – Европа по сети РЖД выросла на 29% (до 1328 км/сут.). Для увеличения уровня качества и востребованности перевозок в контейнерных поездах необходимо развитие инфраструктуры железнодорожных терминалов на границах, а также в странах отправления и назначения.

Так, И. Ляшик к эффективным мерам достижения необходимого качества и востребованности относит интеграцию внутренней сети китайских железных дорог в экспортные контейнерные поезда. Во-первых, речь идет о том, чтобы запустить регулярные поезда между станциями отправления внутри Китая и переориентироваться с монопоездов на регулярные железнодорожные сервисы с разных станций отправления. Это поможет сделать репозицию порожних и груженых контейнеров на терминалах, на которых наименьшая транспортная нагрузка, что в итоге решит проблему заторов на станциях отправления. И, вовторых, выделить субсидии станциям в рамках данной железнодорожной сети.

Контейнерные перевозки сейчас являются драйвером развития логистического рынка, но внутрироссийский рынок имеет большой запас нереализованных возможностей. Для развития региональной логистики в будущем и переноса центров снабжения субъектов России из Москвы и Питера в региональные центры необходимо развивать сеть сухих портов, а также налаживать отношения с существующими складскими операторами в городах-миллионниках, добавляют в "РЖД Логистике".

Новые технологические решения позволят оптимизировать загрузку контейнеров, внедрить технологию сдвоенных поездов, сократить ряд затрат на перевозку и сделать транспортировку по железной дороге более эффективной по сравнению с морской. Кроме того, важным инструментом для повышения эффективности перевозок является оптимизация таможенных процедур и сокращение срока доставки.

"Простои под таможенными операциями на погранпереходах – крайне негативный фактор, с которым нужно работать в том числе и за счет электронного формата взаимодействия. Работать также необходимо и на тех пунктах пропуска, где нет возможности в большом количестве проводить досмотровые операции, и нужно решать вопросы по переносу этих операций либо на станции выхода из РФ, либо на станции прибытия", – резюмирует собеседник.

Кроме того, рынку необходим диалог с регулятором в лице РЖД и гибкий подход к ценообразованию. "Не то как сейчас – скидки в обмен на гарантированные объемы, а скорее, скидки – на идею", – поясняет А. Гречкин.

По прогнозу КМПГ, доля контейнерных перевозок поездами в ближайшем будущем может составить около 10% за счет роста отдельных сегментов (медикаменты, опасные грузы и пр.), а также нестабильности цен на морской фрахт, которые в том числе обуславливаются напряженными отношениями между Китаем и США, влияющими на спрос и предложение, и балансом судовых мощностей в тихоокеанском сегменте контейнерных перевозок.

Направление Китай – Европа – Китай составляет основную часть транзита, но идет развитие и других международных направлений. Существует высокий потенциал для транзита из Кореи и Японии по интермодальным маршрутам через порты Владивосток и Восточный

Российский рынок контейнерных поездов также значительно вырос (на 8% за 9 месяцев 2020 г.) и имеет высокий потенциал для дальнейшего роста, так как уровень контейнеризации грузов на сети все еще остается низким из-за недостаточных мощностей по перегрузке и незнания преимуществ железнодорожных контейнерных перевозок участниками рынка

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер15.12.2020