16-02-23 / 2023
Новости отрасли
Год вызовов

В 2022-м компания выполнила поставленные государством задачи

Генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров вчера выступил на итоговом за 2022 год заседании правления "Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО "РЖД" за 2022 год и приоритетных целевых задачах на 2023 год".

Уважаемый Андрей Рэмович!

Уважаемые коллеги!

В прошлом году "Российские железные дороги" перевезли свыше 1,1?млрд пассажиров

В 2022 году по сети РЖД перевезено 6 млн 521,1 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 0,3% больше, чем годом ранее

2022 год вошел в историю как время беспрецедентных изменений. В отдельные периоды внешние условия менялись практически ежедневно, испытывая нас на прочность. Но это не помешало нам уверенно выполнить поставленные государством задачи и решить все неотложные вопросы.

Сегодня можно уверенно заявить, что "Российские железные дороги", как всегда, сработали ответственно и профессионально, обеспечили высокий уровень надежности и безопасности перевозок. Свои достижения мы в полной мере разделяем с пассажирами и грузоотправителями, министерствами и ведомствами, законодательной властью и Правительством Российской Федерации.

Штабной режим работы правительства и Министерства транспорта, взятый на вооружение в период пандемии, показал высокую эффективность и в нынешних непростых условиях.

И хочу поблагодарить лично вас, Андрей Рэмович, а также министра транспорта Виталия Геннадьевича Савельева, всех коллег за поддержку и оперативное решение вопросов.

Залог всех наших достижений и главная ценность – это коллектив компании. Глубокие профессиональные знания и отточенные навыки, высокий уровень самоорганизации и ответственности, патриотизм – все это ключевые составляющие наших успехов. Эти качества всегда были в крови настоящих железнодорожников и передаются из поколения в поколение и по сей день.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на встрече с "Лидерами России" в середине прошлого года высоко оценил наш коллектив. Комментируя вопрос одного из участников встречи о работе ОАО "РЖД", глава государства подчеркнул: "…они квалифицированные люди, надо отдать должное им, компания работает эффективно, в современных условиях выполняет важнейшие функции".

Я хочу поблагодарить всех сотрудников за результативный и самоотверженный труд.

В компании традиционно поддерживается высокий уровень социальной стабильности. Подведены итоги исполнения Коллективного договора. Все взаимные обязательства выполнены в полном объеме. В новом Коллективном договоре ОАО "РЖД" на 2023-2025 годы сохранены все социальные гарантии, льготы и программы поддержки работников и их семей, наших ветеранов.

Благодаря устойчивости и стабильности граждане страны воспринимают ОАО "РЖД" как надежного работодателя. Мы – компания, в которой люди хотят трудиться, считая это почетным и престижным.

В декабре 2021 года решением правления компании 2022 год объявлен Годом корпоративного добровольчества. Тогда мы даже не могли предположить, насколько эта тема будет актуальна и востребована. Сегодня корпус волонтеров, в котором на постоянной основе состоят более 85 тыс. сотрудников, – гордость компании. Особенно ярко волонтеры проявили себя в оказании помощи беженцам, поддержке людей на воссоединенных территориях и семей мобилизованных работников. Волонтеры активно и увлеченно решают масштабные задачи по защите окружающей среды. Они – надежная опора для ветеранов, пенсионеров, многодетных семей. Большое спасибо всем тем, для кого бескорыстие, чуткость, способность к сопереживанию являются жизненными ценностями.

Поддержка волонтерского движения будет несомненным приоритетом социальной политики компании в долгосрочной перспективе.

Правление ОАО "РЖД" всегда ставит перед собой и коллективом задачу постоянного движения вперед, непрерывной трансформации и достижения лидирующих позиций по всем направлениям. Благодаря этому нами получены уникальные результаты.

Так, в 2022 году объем приведенной работы достиг исторического пика (3642,5 млрд прив. ткм), преодолел планку 2021 года и почти на четверть превышает объем работы железных дорог Советского Союза в границах Российской Федерации в максимальном 1988 году.

На Восточном полигоне через контрольное сечение Комсомольск – Волочаевка перевезено почти 149 млн тонн.

Пассажиропоток в Центральном транспортном узле достиг запланированного уровня в 735 млн человек. На МЦК пройден новый рекордный рубеж – почти 600 тыс. пассажиров в сутки.

Строительный комплекс развеял все сомнения в отношении своего потенциала. За три года объем нового строительства вырос более чем в полтора раза, а на Восточном полигоне только за один год он увеличен почти вдвое (с 78 до 138 млрд руб.).

Создана провозная способность Восточного полигона по сечениям 158 млн тонн. Как мы докладывали на правительственной комиссии, на 21 участке полигона достигнуты все целевые показатели.

Компания продолжает уверенно занимать лидирующие позиции среди железных дорог мира.

Динамично реализуется проект по развитию технологии квантовых коммуникаций и строительству магистральной сети, которая достигла 1 тыс. 150 км. Президентом Российской Федерации поддержана инициатива по интеграции вузовских квантовых сетей в нашу магистральную сеть.

ОАО "РЖД" – активный участник государственного проекта по разработке национальной цифровой платформы для создания систем управления ресурсами крупных предприятий.

Плановые показатели на 2023 год приняты на основе прогнозов Минэкономразвития второй половины 2022 года в условиях высокой волатильности. Результаты января показали большую положительную динамику. По итогам I квартала с учетом внешних изменений будем проводить дополнительную оценку ситуации и, возможно, готовить предложения по актуализации плановых заданий.

В пассажирских перевозках мы неукоснительно выполняем требования главы государства по обеспечению "четкого и стабильного пассажирского сообщения в нужном объеме".

В 2022 году пассажирский комплекс сбалансированно развивался по всем направлениям. Как результат: объемы отправления пассажиров существенно превышают показатели 2021 года и вплотную подошли к уровню 2019 года.

Все сервисы показывают хорошую динамику. Пассажирами наиболее востребованы цифровые услуги. Так, доля электронных продаж в дальнем следовании выросла по сравнению с 2019 годом почти на треть, 74% билетов продается через мобильное приложение. При этом сам проездной документ при посадке в вагон пассажиру не нужен, достаточно только паспорта.

В 2023 году необходимо реализовать прорывные решения и в пригородном комплексе. Использование технологии быстрых платежей и бесконтактной валидации должно стать повседневной нормой.

Развивается сеть пассажирских перевозок, которая в 2022 году приросла девятнадцатью новыми маршрутами в пригородном сообщении и шестью – в дальнем следовании. Это логический результат обновления пассажирской инфраструктуры и подвижного состава. И здесь еще раз хочу поблагодарить правительство за выделение средств ФНБ, часть из которых направлена на эти цели. В результате мы смогли приобрести свыше одной тысячи новых пассажирских вагонов.

Обновленный подвижной состав придал дополнительный импульс скоростным перевозкам. Сегодня они составляют почти 10% от общего объема. Маршрутная сеть двухэтажных поездов за три года возросла вдвое.

В пригородном сообщении новый подвижной состав запущен на территории 34 субъектов страны.

Обновление парка в 2023 году – в числе приоритетных задач, и нам необходимо рассмотреть возможность выделения дополнительных ресурсов.

В 2023 году мы обновим почти 200 объектов пассажирской инфраструктуры с обязательной адаптацией для маломобильных пассажиров.

Получила качественное развитие услуга сопровождения, которая сегодня предоставляется на всех вокзалах страны. Реализованы пилотные проекты специализированных залов обслуживания. Они учитывают все особенности путешествий маломобильных граждан. В 2022 году новые залы приняли первых пассажиров на Восточном и Казанском вокзалах Москвы, а также на вокзалах Казани и Набережных Челнов. А уже в 2023 году они будут открыты еще на 17 вокзалах.

В 2022 году совместно с Пенсионным фондом за счет интеграции информационных ресурсов решили давнюю проблему льготных категорий пассажиров – сбора разнообразных справок. Сегодня федеральным льготникам при оформлении билетов не требуется предъявлять подтверждающие документы.

Сделан важный шаг в обеспечении качественного питания пассажиров. В 2022 году введен в эксплуатацию новый комфортабельный вагон-бистро, в котором реализованы лучшие практики быстрого питания. В 2023 году за счет закупки 56 новых вагонов этот сервис станет регулярным на 32 маршрутах.

Туристическое направление по праву стало визитной карточкой всего холдинга. В 2022 году межрегиональная туристическая сеть выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом. Сегодня это 35 маршрутов, каждый из которых по-своему уникален.

В 2022 году впервые в практике транспортных компаний в России ОАО "РЖД" подписана Национальная инклюзивная декларация "Российских железных дорог". В пассажире мы видим прежде всего личность вне зависимости от национальности, пола, возраста, физических возможностей. Компания поставила цель создать доступную и доброжелательную среду для всех. Находясь в поездке, каждый человек должен ощущать себя буквально в домашней обстановке.

Прошу пассажирский комплекс развивать сервисы именно в таком ключе.

В области транспортно-логистической деятельности хочу с удовлетворением отметить, что тревожные прогнозы I квартала 2022 года не оправдались. По ряду показателей достигнуты исторические максимумы. По тарифному грузообороту мы практически не снизились, повторили рекорд 2021 года. Выше уже было сказано о рекордных контейнерных показателях (в 2022 году – свыше 6,5 млн ДФЭ).

Все новые сервисы широко представлены в публичном пространстве и получили высокую оценку наших партнеров.

Ключевой результат предыдущего года – обеспечение индивидуальной транспортной логистики. Она организована для нескольких сотен предприятий, вынужденных в условиях санкций выстраивать новые маршруты перевозок. По оценкам экспертов, это позволило сохранить более 300 тыс. рабочих мест, в совокупности поддержку получили около одного миллиона граждан.

Предложенные компанией Временные правила определения очередности перевозок позволили обеспечить стабильность перевозочного процесса при соблюдении баланса интересов государства и бизнеса.

Уважаемый Андрей Рэмович, срок действия Временных правил установлен до 1 июля 2023 года. И тут мы предлагаем их продлить с учетом новых поручений президента России по итогам обсуждения развития лесопромышленного комплекса, в кратчайшее время представим свои предложения.

Уверенными темпами продвигаем масштабирование цифровых сервисов, в том числе по оформлению первичных учетных документов. Сегодня почти 90% таких документов принимается в электронном виде. С учетом особенностей документооборота в 2023 году требуется выйти на цифру порядка 97-98%.

Особое внимание в соответствии с поручениями президента Российской Федерации уделяем контейнерным перевозкам. В 2023 году рекордные объемные показатели прошлого года должны быть превышены. Необходимо обеспечить вывоз с Дальнего Востока ежесуточно не менее 4300 ДФЭ.

Требуется завершить разработку и согласование с Министерством транспорта комплекса мер для обеспечения вывоза ежесуточно до 6,5 тыс. ДФЭ. Эти меры должны носить поэтапный характер и включать мероприятия всех участников транспортной цепочки. Компания готова приступить к их реализации в 2023 году.

В течение 2022 года выполнен значительный объем работ по сокращению инфраструктурных ограничений на российско-китайских погранпереходах. И здесь хочу выразить слова благодарности Министерству транспорта за активнейшую работу в этом направлении. Мы видим, что китайская сторона постепенно снимает ковидные ограничения. Это хорошие предпосылки, чтобы намеченные на 2023 год планы роста объема в сообщении с Китайской Народной Республикой не менее чем на 10% были не только выполнены, но и перевыполнены.

Транспортный коридор Север – Юг должен стать устойчивым транспортным сообщением со странами Азии. Несмотря на все ограничения и особенности логистики, плановые показатели по росту объемов экспортных перевозок на 10%, до 5,5 млн тонн, следует рассматривать как минимальный индикативный порог.

Общеэкономическая ситуация потребовала дополнительного внимания к основным вопросам финансово-экономической деятельности.

В 2022 году расширена Сводная программа мероприятий по повышению операционной эффективности и сокращению расходов. Ее выполнение позволило получить эффект в объеме свыше 47 млрд руб.

Себестоимость к уровню 2021 года в сопоставимых условиях снижена на 3,4%. Это на 3,3 п.п. выше плана, установленного правительством.

В итоге в 2022 году достигнут положительный финансовый результат. Инвестиционная программа выполнена в рекордном объеме более 870 млрд руб. Достигнуты все 13 целевых показателей, предусмотренных КПМИ.

По итогам 2022 года на сети железных дорог обновлено всеми видами ремонта 4,6 тыс. км пути. Мероприятия 2023 года в объеме 4,8 тыс. км должны быть выполнены в строгом соответствии с долгосрочной Программой приведения путевого комплекса в нормативное состояние до 2035 года. Требуемые ресурсы на 2023 год полностью запланированы.

Рост объемов перевозок обеспечивается не только за счет развития инфраструктуры. Компания проводит системную работу по применению инновационных технологий управления движением. Все новации в первую очередь реализуются на Восточном полигоне.

Вдвое выросли объемы тяжеловесного движения поездами свыше 7 тыс. 100 тонн.

Начаты регулярные перевозки по технологии соединенных грузовых поездов массой 14 тыс. 200 тонн.

В контейнерных перевозках динамично развивается технология объединенных поездов. Рост к 2021 году – свыше 40%.

Применение новых технологий стало возможным благодаря обновлению локомотивного парка, а также совершенствованию работы локомотивных бригад на удлиненных плечах. Обновление локомотивного комплекса будет системно продолжено в текущем году. Существенным барьером на пути выполнения наших планов остается надежность технических средств, и в первую очередь локомотивного парка. Меры повышения надежности, принятые в 2022 году, пока не дают должного эффекта.

Задача локомотивного комплекса в начале 2023 года совместно с техническим блоком во взаимодействии с производителями и аутсорсинговыми компаниями обеспечить выполнение проектных и договорных показателей технической готовности локомотивов.

Компания уверенно выполняет задачу, поставленную президентом Российской Федерации по обеспечению технологической независимости.

В 2022 году доля импортных комплектующих в общем объеме снижена с 7% до 3%. Из 15,5 тыс. импортных позиций более половины – 56% – уже замещены изделиями российского производства и дружественных стран. Дополнительные заказы на производство и поставку новых изделий уже получили более 110 предприятий России. Важно, чтобы эти предприятия стали нашими надежными долгосрочными партнерами.

На 2023 год перед нами стоит совместная задача – текущий объем зарубежных комплектующих сократить минимум на 10%.

Компания уверенно выполняет все мероприятия Стратегии цифровой трансформации. Сегодня в комплексе решаются задачи технологической независимости, развития искусственного интеллекта, внутрикорпоративной и внешней интеграции. Создание новой функциональности осуществляется исключительно на российских платформах. Отечественные системы информационной безопасности уже доказали свою высочайшую надежность и устойчивость к масштабным кибератакам.

В области нормативно-правовой деятельности 2022 год без преувеличения можно назвать прорывным. Необходимые документы приняты по всем ключевым направлениям.

Для производственного блока 2022 год стал еще и историческим. Приняты новые Правила технической эксплуатации железных дорог. Они открыли широкие возможности применения новаций в перевозках и содержании инфраструктуры, оптимизации технологических процессов. С принятием Условий эксплуатации железнодорожных переездов мы сделаем уверенный шаг в обеспечении безопасности.

Я хочу поблагодарить коллектив Министерства транспорта и Федерального агентства железнодорожного транспорта за результативную совместную работу в этом направлении.

Уважаемые коллеги!

Текущий период нашей деятельности – это время новых возможностей, позволяющих мыслить масштабно и креативно, динамично трансформироваться, привлекать новых партнеров и клиентов, работать на опережение.

2023 год в этом смысле уникальный. Ярким подтверждением тому является рекордная инвестиционная программа. Существенное увеличение финансирования предусмотрено по всем направлениям, в том числе по объектам КПМИ – в полтора раза, по Восточному полигону – почти вдвое.

С пуском рабочего движения на вновь построенный терминал Лавна на западном берегу Кольского залива новая страница будет открыта в истории Мурманского транспортного узла.

Центральный транспортный узел прирастет двумя новыми центральными диаметрами и необходимой инфраструктурой.

Протяженность магистральной квантовой сети вырастет вдвое, до 2500 км.

Самая важная управленческая задача 2023 года – постоянное обеспечение баланса ключевых направлений деятельности: перевозок грузов и пассажиров, эксплуатации инфраструктуры и ее развития.

Уважаемые коллеги!

Пять лет назад, в конце 2017 года, Третий съезд железнодорожников взял курс на модернизацию, трансформацию и инновационное развитие. Компания уверенно продвинулась вперед по всем этим направлениям и успешно выдержала непростые экзамены прошедших лет.

Считаю правильным и необходимым в год 20-летия ОАО "РЖД" провести новую масштабную встречу на площадке Четвертого съезда железнодорожников. Пришло время не только сверить часы, но и заглянуть в будущее. Главная тема съезда – определение основных направлений развития "Российских железных дорог" на долгосрочную перспективу.

Прошу моих первых заместителей организовать подготовку.

Уважаемые друзья, дорогие товарищи!

Наша Родина столкнулась с вызовами национальной безопасности, которых еще не знала в своей современной истории. Страны коллективного Запада объединенным фронтом действуют против нашего государства, против "Российских железных дорог", против нас с вами. С учетом значимости железнодорожного транспорта для экономики страны государство незамедлительно приняло дополнительные меры по обеспечению транспортной безопасности.

Мы всецело поддерживаем решения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, неукоснительно выполняем все его поручения. Открыто выражаем свою гражданскую позицию.

Победы России всегда ковались в том числе и на трудовом фронте. Сегодня мы с вами на его передовой линии. Наши результаты – это залог укрепления мощи России на всех направлениях.

Уважаемый Андрей Рэмович!

Железнодорожники во все времена были, есть и будут надежной опорой государства и в 2023 году выполнят все поставленные задачи.

Благодарю за внимание!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.02.2023