12-10-21 / 2021
Новости отрасли
Год в движении

Профессиональный коллектив справится с любой сложной задачей

В октябре прошлого года на должность заместителя генерального директора – начальника Центральной дирекции управления движением был назначен Рашид Сайбаталов. Наш сегодняшний разговор о том, каких показателей достигла дирекция за это время, а также о планах, призванных ускорить развитие компании и экономики страны в целом. – Рашид Фердаусович, ваше вступление в должность пришлось на конец 2020 года, как вы можете охарактеризовать результаты работы Центральной дирекции управления движением за год?

– В текущем году перед ОАО "РЖД" стоят масштабные задачи – восполнить потери и вернуться на траекторию роста. За девять месяцев 2021 года в целом по сети достигнута положительная динамика объемов погрузки – плюс 3,7% к аналогичному периоду прошлого года (погружено 956,1 млн тонн, или 101,0% при плане 946,5 млн тонн). По данному показателю почти достигнут уровень докризисного 2019 года.

Растет к аналогичному периоду прошлого года погрузка экспортных грузов в направлении российских портов (плюс 8,6%, погружено 262,3 млн тонн), в том числе на Дальний Восток с плюсом 5% (погружено 86,2 млн тонн), Октябрьскую дорогу (плюс 12,9%, погружено 106,6 млн тонн), Северо-Кавказскую (плюс 19%, погружено 67,2 млн тонн). В 2021 году достигнуты рекорды по выгрузке вагонов в портах Дальневосточной дороги – 6884 вагона в сутки и Северо-Кавказской магистрали – 5186 вагонов в сутки. Эти показатели являются историческим максимумом для каждой из этих дорог.

По сравнению с прошлогодними значениями обеспечен значительный прирост объемов перевозок грузов в контейнерах – с начала года перевезено 4,8 млн ДФЭ, что на 13,1% выше достигнутых параметров 2020 года, в том числе 781,8 тыс. ДФЭ в транзитном сообщении, или +40,1%.

Задачи по освоению возрастающих объемов перевозок массовых грузов, включая безусловное выполнение соглашения с администрацией Кемеровской области по вывозу в 2021 году не менее 53 млн тонн, сегодня решаются с учетом необходимости одновременного достижения целевых параметров утвержденного Правительством России Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).

В первую очередь это касается сокращения времени следования транзитных контейнерных поездов. За девять месяцев на направлении Европа – Западный Китай этот показатель выполнен на уровне 2,05 суток при задании 2,2 (-0,15 суток к плану), а на направлении Запад – Восток – 7,23 суток при задании 8,0 (-0,77 суток к плану).

– Какие комплексные инвестиционные проекты реализуются на сети и каковы ваши ожидания по итогам выполнения работ?

– В соответствии с утвержденным Правительством России паспортом до конца текущего года выполняются мероприятия первого этапа инвестиционного проекта развития Восточного полигона, основной целью которого является увеличение суммарной провозной способности до 144 млн тонн. В ходе проектируемого в настоящее время второго этапа проекта предусматривается ликвидация инфраструктурных ограничений и обеспечение вывоза перспективного грузопотока на направлении Тайшет – Дальний Восток на период до 2024 года на уровне 180 млн тонн. В части реализации второго этапа развития Восточного полигона с 2018 года осуществляются проектно-изыскательские работы, сдача в эксплуатацию первых объектов уже запланирована на 2022 год.

Особое внимание в компании уделяется организации вывоза дополнительных объемов угольной продукции, заявленных ООО "Эльгауголь", и увеличению пропускной способности за счет проектирования и строительства соответствующей железнодорожной инфраструктуры на участках

БАМа от Тынды до Ванино. После реализации проекта суммарный объем перевозок угольной продукции с Эльгинского месторождения, начиная с 2028 года, может достигнуть 30 млн тонн. В настоящее время прорабатываются механизмы его финансирования.

5 октября 2021 года состоялось торжественное открытие движения по второму главному пути перегона Горнополянский – Канальная и железнодорожного моста через судоходный Волго-Донской канал на участке Максим Горький – Котельниково Приволжской железной дороги. В границах Северо-Кавказской дороги к концу текущего года предусматривается завершение укладки вторых главных путей на участке Тихорецкая – Козырьки, что создаст возможность для альтернативного пропуска перспективных грузопотоков, следующих из регионов Поволжья, Урала и Сибири в обход станции Краснодар, тем самым полностью обеспечивая вывоз не менее 125 млн тонн в направлении портов Азово-Черноморского бассейна.

– Какие инициативы позволяют влиять на повышение провозной способности на лимитирующих направлениях?

– В компании также выполняется комплекс технико-технологических мероприятий по повышению провозной способности на лимитирующих направлениях. Одним из них является развитие технологии пропуска поездов повышенного веса и длины. С начала года было отправлено 125 тыс. поездов повышенной массы, что на 4,3% больше, что позволило нам дополнительно перевезти 27 млн тонн груза. С учетом поступления новых локомотивов с поосным регулированием тяги количество поездов весом 7100 тонн, передаваемых в четном направлении по стыковому пункту Петровский Завод, достигло 20 в сутки. Кроме того, поставка трехсекционных тепловозов 3ТЭ25К2м позволила организовать пропуск пяти грузовых поездов в сутки массой 7100 тонн на участке Волочаевка-2 – Ванино без смены локомотива по станции Комсомольск-на-Амуре. В опытном порядке осуществляется пропуск пяти таких поездов в сутки по БАМу в направлении Верхний Улак – Верхнезейск – Комсомольск-на-Амуре и далее в Совгаванский узел. Также обеспечен ежесуточный пропуск не менее пяти маршрутов массой 7100 тонн на юго-западном технологическом полигоне в сторону портов Азово-Черноморского бассейна. Последовательное увеличение парка электровозов обеспечивает возможности для вождения 25 грузовых поездов в сутки массой

8000-9000 тонн из Кузбасса в северо-западном направлении.

В период проведения ремонтных работ на инфраструктуре важнейшим инструментом по освоению возрастающих грузопотоков является пропуск соединенных поездов.

В июле в пилотном режиме впервые проведены тягово-энергетические испытания возможности следования на полигоне Мариинск – Смоляниново составов массой 13 400 тонн. Ведется подготовка организации опытных поездок соединенного поезда весом 14 200 тонн (7100 + 7100 тонн). В этом году нам еще предстоит совершить несколько измерительных поездок. Успешное завершение испытаний в перспективе позволит улучшить качество использования тяговых ресурсов, особенно в период проведения ремонтных работ на инфраструктуре, а также увеличить пропускную и провозную способность самого грузонапряженного полигона сети.

Кроме того, совместно с отраслевой наукой завершена работа по совершенствованию нормативной базы (в том числе утверждению типовой технологии) по организации вождения соединенных грузовых поездов до 800 осей включительно. В настоящее время на Октябрьской, Юго-Восточной, Горьковской, Южно-Уральской и Восточно-Сибирской дорогах организуются соединенные грузовые поезда, сформированные из 200 порожних вагонов для максимального сокращения времени доставки подвижного состава к местам погрузки.

В целях минимизации потерь и высвобождения дополнительных ниток графика для пропуска составов с массовыми грузами в компании организована работа по объединению контейнерных поездов. С начала года было сформировано 1204 таких поезда, что позволило на освободившиеся нитки графика дополнительно перевезти почти 5 млн тонн груза.

Ускорению продвижения вагонопотоков на сети способствует работа по сокращению количества технических операций с вагонами в пути следования. Так, компанией реализуется ряд инициатив, связанных с увеличением протяженности гарантийных участков безопасного проследования вагонов и количества поездов, следующих на удлиненных плечах обслуживания локомотивных бригад. В нормативном графике движения поездов на 2020-2021 годы предусмотрено 136 таких участков, в том числе 46 удлиненных плеч для обслуживания транзитных контейнерных поездов.

За девять месяцев 2021 года проведено 228,6 тыс. поездок на удлиненных плечах обслуживания локомотивных бригад, или 838 поездок в среднем в сутки, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для увеличения пропускной и провозной способности участков, в том числе где планируется производство ремонтных работ с длительным закрытием одного из главных путей, впервые на сети тестируется абсолютно новая технология интервального регулирования движения поездов. На полигоне Забайкальской и Дальневосточной дорог на участке Карымская – Смоляниново – Находка в режиме опытной эксплуатации апробируется технология интервального регулирования движения поездов с использованием виртуальной сцепки. Для этого в нормативном графике предусмотрено 12 дополнительных ниток на участке от станции Карымская до станции Находка-Восточная. В текущем году по данной технологии организован пропуск 1453 поездов (в 2020 году 247 поездов), при этом подтверждена возможность их пропуска с интервалами попутного следования от шести до восьми минут. Внедрение технологии на постоянной основе потребует последовательного решения задач, связанных с подготовкой путевого развития станций, обеспечением технической готовности энергетического комплекса, оборудованием парка локомотивов соответствующими устройствами, обучением локомотивных бригад и автоматизацией организационных действий, контроля и анализа технологических процессов.

Также в качестве альтернативного мероприятия ведется работа над инвестиционным проектом Комплексной модернизации устройств ЖАТ (железнодорожная автоматика и телемеханика) с внедрением устройств автоматической блокировки с подвижными блок-участками на направлении Мариинск – Находка, который нацелен на интенсификацию движения по участкам.

– Какие организационно-штатные преобразования произошли в Центральной дирекции управления движением за последнее время?

– В целях совершенствования коммерческой деятельности ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок и в рамках реализации Плана мероприятий по ребрендингу агентов системы фирменного транспортного обслуживания со II квартала состоялась передача выполняемых функций и соответствующей штатной численности работников Центральной дирекции управления движением в Центр фирменного транспортного обслуживания. Это позволило обеспечить необходимые изменения внутренних бизнес-процессов по организации коммерческой деятельности, направленных на увеличение доходов компании.

Кроме того, для организации эффективного управления грузовой работой и взаимодействия с внутренними участниками перевозочного процесса и пользователями услуг ОАО "РЖД", выполнения объемных и качественных показателей грузовой работы, исключения нарушений нормативных сроков доставки грузов в качестве пилотного проекта в органах управления Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской, Западно-Сибирской и Дальневосточной дирекций управления движением были созданы службы организации логистики перевозок и выполнения сроков доставки грузов во главе с руководителями в ранге заместителей начальников дирекции.

– В компании большое внимание уделяется развитию цифровизации. На каком этапе находится проект "Цифровая железнодорожная станция"? Какие еще проекты, на ваш взгляд, являются перспективными?

– Концепция "Цифровая железнодорожная станция" имеет модульную архитектуру (состоит из 24 модулей), что обеспечивает внедрение необходимого набора модулей на станциях с учетом их специфических особенностей.

Первые шаги по реализации концепции уже были сделаны в ходе создания отдельных цифровых продуктов на станциях Кинель и Челябинск-Главный. На них внедрены модули планирования и контроля исполнения сменно-суточного плана работы станции.

Модуль планирования обеспечивает автоматическое планирование отправления поездов со станции с подвязкой локомотивов и локомотивных бригад на сутки вперед. Система подбирает технологический процесс индивидуально под каждый поезд, прибывающий на станцию, анализирует ресурсы, как доступные на станции, так и в подходе, и предлагает наиболее эффективный план работы станции по отправлению поездов.

Модуль контроля исполнения, в свою очередь, формирует на основании предложенного плана перечень взаимоувязанных заданий и передает диспетчеру готовый перечень работ для конкретного поезда. Распорядитель работ может назначить задания лично или воспользоваться решениями нейроконтроллера. Модуль сам предложит наиболее подходящего исполнителя, нужно всего лишь подтвердить его решение. Данный функционал позволяет значительно снизить нагрузку с диспетчерского состава в части принятия управленческих решений и снизить риск человеческого фактора.

Мобильные рабочие места позволили исключить передачу заданий по радиосвязи и отказаться от бумажного сортировочного листка. Распорядитель работ полностью контролирует, где на станции и в какое время исполнителем выполняются задания, и в случае отклонения от установленных сроков всегда имеет возможность в режиме онлайн скоординировать работника.

Весьма наглядным инструментом является табло коллективного пользования в станционных центрах единого планирования, представляющее собой видеостену высокого разрешения. Такие табло установлены на станциях Кинель и Челябинск-Главный. На табло схематично представлены парки станции с обновляемыми в режиме реального времени основными показателями работы как по станции, так и по каждому парку.

С 2021 по 2022 год запланировано внедрение таких модулей еще на 60 станциях сети.

– Текущий год для Центральной дирекции управления движением юбилейный, как вы в целом его охарактеризуете?

– В мае мы отметили 85-летие со дня образования Службы движения в качестве самостоятельного подразделения. Был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры и повышение роли движенцев в организации стабильного и бесперебойного перевозочного процесса.

26 мая под председательством генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" Олега Валентиновича Белозерова проведено селекторное совещание, приуроченное к празднованию 85-летия с момента образования вертикали управления движением с участием руководителей всей сети железных дорог, а также ветеранов отрасли.

Сегодня в коллективе дирекции работают более 90 тыс. высококвалифицированных руководителей и специалистов, усилия которых всецело направлены на освоение растущих объемов перевозок, повышение качества организации перевозочного процесса, передачу положительного опыта и преемственность поколений.

2021 год – время показать свои возможности и раскрыть свой потенциал, а также ускорить восстановление экономики страны. Поэтому очень важно достичь хороших результатов и удержать высокую планку.

Убежден, коллективу Центральной дирекции управления движением это по силам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.10.2021