22-01-20 / 2020
Новости отрасли
Год обещает рекорды

В 2020 году российский транзит из Китая контейнерными поездами будет расти. На рынке появятся новые железнодорожные операторы. Как рассказал "Гудку" начальник Центра экономической конъюнктуры и стратегии развития ОАО "РЖД" Антон Рышков, на основании данных грузоотправителей, которые представили свои укрупненные планы, сделан прогноз о том, что загрузка сети будет увеличена по сравнению с 2019 годом.

Точную цифру прогнозируемого роста импорта и транзита из Китая он предоставить отказался.

По прогнозу руководителя проектов по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра (РЭЦ) Алевтины Кирилловой, общий рост контейнерного рынка в 2020 году превысит 7%. Темпы роста импорта из Китая замедлятся из-за того, что Роспотребнадзор запретил поставки косточковых и цитрусовых из Китая.

Согласно прогнозу РЭЦ, контейнерный импорт из этой страны по железным дорогам вырастет по итогам года предположительно на 3%, а не на 10–12%, как по итогам 2019 года.

Операторы делают более оптимистичные прогнозы.

"Мы планируем, что число контейнерных поездов из Китая в 2020 году увеличится на 10%, – сказала "Гудку" директор по продажам АО "РЖД Логистика" Ольга Степанова. – Увеличится транспортировка товаров с высокой добавленной стоимостью. Это электроника, компоненты и комплектующие, разнообразное технологическое оборудование из Чунцина, Харбина, Чэнду, Сианя и других промышленных центров".

По словам Ольги Степановой, у позитивного прогноза есть и негативная составляющая. "С одной стороны, отечественный рынок потребления заинтересован в этих объемах, но, с другой стороны, в сфере железнодорожного транспорта острее встанет вопрос дисбаланса грузопотоков в восточном и европейском направлениях. Частично он будет решаться обратной загрузкой при экспорте российских пиломатериалов. Помочь в решении проблемы призвана идея экспорта российских несырьевых товаров, в первую очередь агропродукции, в Китай. "РЖД Логистика" активно работает в этом сегменте, однако величина этих отправок пока существенно не влияет на ликвидацию дисбаланса".

Как рассказал "Гудку" генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов, серьезная перемена произойдет на операторском рынке. "Появится достаточно много новых китайских операторов на нашей сети. Они уже открыли свои офисы и в России, и в Белоруссии, и в Европе. Это будут дочерние компании наших китайских партнеров. Китайские операторы, которые начнут работать не только до своей границы, а по всему маршруту, смогут предложить менее высокую ставку, и это создаст проблемы для российских компаний. Но для наших операторов это будет стимулом, чтобы повышать свою конкурентоспособность".

"2020 год будет рекордным по импорту и транзиту контейнеров по железной дороге, – сказал "Гудку" Геннадий Бессонов. – Но в процентном отношении темпы роста могут оказаться ниже, чем в 2019 году. Это связано с тем, что Восточный полигон уже сейчас работает почти на пределе своих возможностей. Чтобы везти больше контейнеров, придется пропускать меньше угля, а угольщики этому сопротивляются".

По словам Геннадия Бессонова, инфраструктурные возможности Восточного полигона будут резко расширены к 2022 году и тогда можно ожидать ускорения темпов. Кроме того, предстоит еще доработать алгоритмы взаимодействия операторов с таможенными и налоговыми органами.

"Для того чтобы наш железнодорожный транзит и импорт стали привлекательными, для увеличения числа грузоотправителей нужно обеспечить, чтобы контейнерные поезда ходили, как и пассажирские поезда, строго по расписанию. Это пока технически очень сложно и удается не всегда. Или, если появляется неожиданная дополнительная заявка от грузоотправителя, поезд не всегда удается включить в расписание. Эти вопросы требуют законодательного решения", – сказал "Гудку" председатель Союза транспортников России депутат Госдумы Виталий Ефимов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.01.2020