24-12-14 / 2014
Новости отрасли
Год был крайне тяжелым

Об итогах и тенденциях уходящего года, а также о том, что ждет операторское сообщество в 2015-м, рассказывает президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимир Прокофьев.

- Владимир Николаевич, как бы Вы оценили итоги завершающегося года для операторского сообщества? Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции 2014-го?

- Год был крайне тяжелым. Неустойчивый рынок постоянно стремился вниз. Но операторское сообщество в целом выжило. Более того, сейчас четко обозначились тенденции повышения качества сервиса, предоставляемого клиентам, оптимизации логистики отправок и уменьшения цены перевозки. Данная ситуация, несомненно, на руку грузоотправителям: возможность выбрать оператора и практически диктовать ему свои ценовые условия задает собственникам курс на клиентоориентированность и улучшение логистики и сервиса.

- В этом году многие отмечали, что ставки на предоставление вагонов давно достигли своего дна. Согласны ли Вы с этим утверждением? Каков Ваш прогноз в части ценовой политики операторов на следующий год?

- С одной стороны, сейчас налицо ухудшение экономической конъюнктуры и, соответственно, снижение объемов перевозок. С другой - ограничение сроков службы вагонов и достаточно тяжелые и затратные условия для их продления выводят из рабочего парка большое количество подвижного состава, что теоретически должно создать баланс в части спроса и предложения на услугу предоставления вагонов. Что же касается ставок аренды, то на сегодняшний день они уже находятся на пределе возможностей покрытия кредитов и лизинговых платежей. Не могу не отметить участившиеся случаи демпинга на рынке аренды вагонов. В этом отношении, например, "Совфрахт" - имя нарицательное.

- Как Вы считаете, будем ли мы наблюдать в следующем году укрупнение отрасли?

- Я бы не исключал в 2015-м укрупнения операторов и ухода с рынка мелких собственников. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что сейчас только у нескольких компаний устойчивое экономическое положение, то есть они имеют возможность покупать.

- Удается ли, на Ваш взгляд, перевозчику, в свою очередь, быть чуть более гибким и клиентоориентированным?

- Говорить о гибкости перевозчика достаточно сложно, ввиду того что он практически не имеет собственных вагонов, а с грузоотправителями работает через операторов и собственников. По сути, грузовладелец получает комплексную услугу от перевозчика и названных субъектов рынка. В то же время у монополии много рычагов воздействия как на операторов, так и на грузоотправителей, как то: ЭТРАН, подтверждение планов на отгрузку и т. д.

- Стала ли тарифная политика ОАО "РЖД" удобнее в текущем году благодаря появлению тарифного коридора?

- Для ОАО "РЖД" это действительно стало удобно: теперь перевозчику не нужно согласовывать свои действия с ФСТ, на операторах же это, по сути, никак не отразилось (по большому счету тарифный коридор заменил исключительные тарифы, хотя официально об этом практически не говорится).

- А как Вы оцениваете инициативу по установлению долгосрочных тарифов?

- Долгосрочность тарифов, а следовательно, и прогнозируемость бизнеса могут только приветствоваться.

- Оказало ли августовское повышение тарифов на экспортные перевозки нефтяных грузов существенное влияние на этот сегмент рынка?

- Нет, существенного влияния на объемы перевозок нефтяных грузов не произошло. Отмечается лишь сезонное перераспределение направлений грузопотоков из-за различных условий. Рост тарифов коснулся по большей части грузовладельцев, а собственно ставки операторов не повысились.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру24.12.2014