15-04-15 / 2015
Новости отрасли
Глубоководный порт как стратегия

Логичным следствием политики импортозамещения, объявленной правительством РФ, должен стать рост промышленного производства и российского рынка контейнерных перевозок, чье развитие идет на фоне мировой тенденции увеличения размера судов для транспортировки грузов морем. Поэтому создание в России современных глубоководных гаваней является необходимой стратегической мерой, направленной на сохранение конкурентоспособности отечественных портов и транспортной системы страны в целом.

В настоящее время около 54% отечественного рынка контейнерных перевозок обрабатывается в российских портах Балтики, из них 45% - непосредственно в Большом порту Санкт-Петербург, принимающем суда с максимальной вместимостью 3 тыс. TEU и располагающем подходным каналом глубиной 11,2 м. При этом все большее распространение в мировой практике получает концепция глубоко¬водных портов, ориентированных на обработку судов класса "постпанамакс" вместимостью до 8,1 тыс. TEU. Для России строительство гавани, способной осуществлять эффективные терминальные операции за счет увеличения размеров принимаемых судов, может стать технологическим прорывом.

Примечательно, что в новых условиях наши балтийские соседи уже подготовились к борьбе за российские грузы: в портах Гданьск, Рига и Таллин дноуглубительные работы проведены до отметки минус 16 м. Очевидно, что строительство глубоководного порта в Санкт-Петербурге, который смог бы принимать и обрабатывать суда-контейнеровозы максимального для Балтийского моря размера, также стало насущной необходимостью.

В сложившейся ситуации инвесторы строящегося МППК "Бронка" пришли к выводу, что пуск первой очереди нового порта, первоначально запроектированного на глубину подходного канала 11,2 м, в текущих условиях должен состояться после выхода на отметку минус 14,4 м. Цель стратегии - принимать и обрабатывать суда класса "постпанамакс". "Для нас нынешний экономический кризис - хороший шанс, - считает исполнительный директор ООО "Феникс" Алексей Шуклецов. - Мы создаем инфраструктуру, с помощью которой можно вывести на рынок конкурентоспособный продукт". В соответствии с планами дноуглубительной кампании к сентябрю 2015 года планируется выйти на отметку минус 11,2 м, а к концу 2015-го - минус 14,4 м, в долгосрочной перспективе возможен и выход на глубину в 16 м.

В качестве глубоководного порта Бронка позволит доставлять грузы в Санкт-Петербург без промежуточной перевалки в европейских портах-хабах, что уменьшит продолжительность рейсов и стоимость перевозки. Кроме того, географическое положение нового комплекса как минимум на 3 часа сократит время, необходимое для захода судна в порт, а прямое подключение к сети федеральных авто¬дорог и инфраструктуре ОАО "РЖД" обеспечит снижение транспортных издержек российских грузополучателей и грузоотправителей.

Особо следует отметить идеальное расположение порта по отношению к существующим и строящимся промышленным зонам и производственным объектам

Санкт-Петербурга, а также его соответствие планам развития города, предусматривающим создание районов деловой застройки и развитие производственно-логистической инфраструктуры на прилегающей к ММПК "Бронка" территории. Данное решение наиболее логично с учетом того, что новый портовый комплекс расположен в непосредственной близости от кольцевой автодороги. Кроме того, комплекс максимально удален от жилой городской среды и исключает неблагоприятное воздействие на нее. Решается и основная задача, связанная с выводом грузового транспорта, следующего в порт, за пределы городских улиц.

Основное преимущество новой глубоководной гавани заключается в том, что в итоге она превратит Санкт-Петербург в конечную точку для импортных грузопотоков и первичную - для экспортных, то есть придаст порту статус океанского.

В результате российские грузо¬владельцы смогут сократить транспортные издержки и повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках.

"В перспективе встанет и вопрос о создании национального морского контейнерного перевозчика, - полагает А. Шуклецов. - Эта роль достанется либо уже существующей компании, либо новому игроку, который будет в состоянии доставлять товары непосредственно до потребителя". Не секрет, что в настоящее время на экспорте и импорте российских грузов зарабатывают иностранные морские перевозчики, диктуя при этом свои цены и условия. Конкуренция с ними возможна, но ее реализация потребует выполнения ряда задач: в частности, необходимо формирование полноценных судовых партий из российских товаров, а для этого нужна эффективная промышленность. Национальному морскому контейнерному перевозчику потребуется поддержка государства, например предоставление льготной кредитной ставки и пр. При выполнении этих условий стоимость фрахта на перевозку российских товаров морем сможет стать конкурентоспособной, как и цены на них. В мировой практике есть примеры успешного достижения подобных целей, в частности, китайские предприниматели самостоятельно обеспечивают доставку своих товаров морем именно для того, чтобы контролировать цены на них. "Решение данной задачи, конечно, потребует времени, - отмечает А. Шуклецов. - Но создание российского глубоководного порта является первым шагом на этом пути".

Олег Валинский,

начальник Октябрьской железной

дороги - филиала ОАО "РЖД"

- На сегодняшний день в соответствии с техническими условиями на проектирование и строительство пути необщего пользования многофункционального морского перегрузочного комплекса на ст. Бронка с согласованным объемом перево¬зок в размере 475 тыс. т разработана проектная документация, и в январе 2015 года она согласована с Октябрьской железной дорогой.

С целью обеспечения возможности освоения вышеуказанного перспективного грузопотока в адрес порта проектом за счет средств инвестора предусматривается частичная реконструкция путей общего пользования железнодорожной ст. Бронка, а также строительство пути необщего пользования с соответствующей внутрипортовой железнодорожной инфраструктурой.

По всей видимости, в ближайшей перспективе порт Бронка будет заполняться объемами за счет перераспределения грузопотоков между близлежащими портами. В этом случае его работа не окажет положительного влияния на эксплуатационную и финансовую деятельность дороги. Но при возникновении новых дополнительных грузопотоков, безусловно, это положительно отразится на перспективном развитии Октябрьской железной дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.04.2015