13-07-12 / 2012
Новости отрасли
Globaltrans в ходе SPO разместил GDR по $16,5 за бумагу, увеличил капитал на 13%

Внятная стратегия и строгая финансовая дисциплина позволяют привлекать капитал даже в кризис. Это в очередной раз доказал на этой неделе железнодорожный оператор Globaltrans. Компания провела третье в своей истории размещение акций на бирже, причем два SPO - после начала экономической турбулентности. В ходе нынешней публичной продажи акций группа привлекла $400 млн, которые пойдут на дальнейшее расширение бизнеса, в том числе, возможно, его локомотивного сегмента. Высокий спрос на бумаги проявили инвесторы из-за океана.

ПЛАНЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

О намерении провести очередное SPO группа объявила в начале недели. Оно не стало неожиданностью: в конце мая информация о нем попала в деловую прессу. Газета "Коммерсантъ" тогда написала о планах размещения примерно 12% акций. Правда, структура сделки не расписывалось, а в компании эти намерения не комментировали.

В понедельник группа сообщила, что в ходе SPO Globaltrans собирается привлечь $400 млн, проведя допэмиссию и продав 2,3% своих казначейских акций, ранее выкупленных у миноритария - компании Envesta Investments, 51% которой владеет генеральный директор ж/д оператора Сергей Мальцев, 49% - глава совета директоров Александр Елисеев.

Одновременно мажоритарий группы - Transportation Investment Holding Limited (TIHL, в равных долях контролируется топ-менеджерами "Н-Транса" Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым) - продавал GDR на сумму до $50 млн. Акции на такой же объем средств TIHL готов был предоставить организаторам SPO - Deutsche Bank, J.P. Morgan, Morgan Stanley и "Тройке Диалог".

При этом Globaltrans сообщил, что его совет директоров утвердил дивидендную политику, предполагающую выплату акционерам в качестве дивидендов не менее 30% от консолидированной чистой прибыли группы. Предполагается, что действовать это решение будет в течение неопределенного периода времени. Правда, в то же время совет оставляет за собой право изменить дивидендную политику.

В начале размещения компания подписывала книгу заявок на акции по цене от $16 до $17,25 за бумагу, однако в среду сузила диапазон до $16,25-16,5. Этот шаг у экспертов вызвал некоторые опасения в том, что компании удастся привлечь запланированный объем средств. "Инвесторы остаются нетерпимыми к риску и запрашивают высокий дисконт", - отмечала аналитик Rye, Man & Gor securities Елена Садовская.

Тем не менее, компания закрыла книгу именно по цене $16,5 за GDR со значительной переподпиской (источники "Интерфакса" говорили, что книга была подписана три раза). При этом на рынке проведенное SPO считают успешным и не спешат делать выводы о том, что конъюнктура на рынке капитала будут столь же благоприятной и для других российских компаний.

"Сказать, что для отечественных компаний открылось "окно" для размещений, а ж/д оператор первым протестировал рынок, нельзя. Globaltrans - это, все-таки, бизнес с довольно высоким качеством управления, финансовой дисциплиной и внятной стратегией, которая реализуется в соответствии с ситуацией на рынке. Тем более группа избрала довольно консервативную стратегию в отношении цены предложения. В итоге интерес инвесторов был повышенным, и компания сумела привлечь запланированный объем средств", - считает аналитик "Ренессанс капитала" Александр Казбеги.

Совладелец "Н-Транс" Андрей Филатов, комментируя итоги размещения, отметил, что высокий интерес к акциям Globaltrans был проявлен инвесторами из Великобритании, США, Европы и других стран.

"Сейчас котировки компании вернулись к отметке в $17 за расписку после кратковременного снижения в начале недели", - отметила в четверг Е.Cадовская.

НАДЕЖДЫ ОПРАВДАЛИСЬ

В общей сложности в ходе SPO инвесторам было предложено 28,5 млн GDR без учета опциона. Сама компания провела допэмиссию, увеличив уставный капитал на 13%. Вместе с тем, TIHL продал акции на сумму $70 млн. В Globaltrans "Интерфаксу" сообщили, что в связи с повышенным спросом на бумаги TIHL принял решение увеличить объем продаваемых акций с первоначально планировавшихся $50 млн.

Дополнительно TIHL предоставил организаторам опцион на покупку 3,0303 тыс. GDR. Опцион может быть исполнен в течение 30 календарных дней. В ходе SPO, правда, мажоритарий перестал быть владельцем контрольного пакета. До размещения TIHL владел 50,1% акций Globaltrans. После SPO у него останется примерно 41,95% акций, а после реализации green shoe option - 40,26% акций.

Кроме того, компания сообщила, что некоторые члены ее руководства и совета директоров приобрели GDR в рамках размещения на сумму $3,9 млн, не уточнив детали сделки. Ранее 9,9% акций Globaltrans принадлежали компании Envesta Investments. После SPO ее доля сократится до 8,8%. Еще 2,3% акций Globaltrans находилось в собственности структура менеджмента, в том числе компании Litten А.Елисеева. Доля этой группы акционеров после размещения составит 2,1%.

Free float Globaltrans по итогам SPO увеличится до 48,7% при условии полного исполнения опциона доразмещения. До этого он составлял 35,31% от уставного капитала. "Общая смета расходов на размещение, которые будут понесены компанией, не превышает $14,1 млн", - сообщил Globaltrans.

ВОЗМОЖНОСТИ КРИЗИСА

Ранее компания сообщала, что нацелена использовать привлеченные средства на сделки по расширению бизнеса. "Стратегия Globaltrans предполагает продолжить расширение бизнеса в условиях продолжающейся либерализации и консолидации на российском рынке грузовых ж/д перевозок", - отмечает группа. В конце 2009 г. компания уже использовала этот прием в ходе предыдущего SPO: привлеченные средства позволили ей расширить парк в условиях низких цен на вагоны.

Сейчас речь идет о приобретении как вагонов, так и локомотивов. Группа активно консолидирует активы отрасли. 15 мая Globaltrans завершила сделку по покупке за $540 млн 100% уставного капитала "кэптивного" ж/д оператора холдинга "Металлоинвест" - ООО "Металлоинвесттранс" (в его собственности - 8,256 тыс. вагонов, сделка профинансирована за счет собственных средств и открытых кредитных линий). Кроме того, на фоне сохранения стабильного спроса и привлекательных цен на подвижной состав группа с конца 2011 г. увеличила его закупки, заключив контракты на поставку 10,958 тыс. вагонов (из них к 5 июля ввела в эксплуатацию 10 тыс., выполнив планы по capex 2012 года). В результате, как ожидается, число собственных вагонов к концу августа достигнет примерно 64 тыс.

"На рынке есть явные признаки того, что крупные компании ищут возможности передачи их железнодорожных перевозок оператору с уровнем качества, позволяющим удовлетворить все их потребности. Мы готовы воспользоваться этой тенденцией", - заявил С.Мальцев. Ранее он говорил, что группа ведет переговоры о покупке ряда других "кэптивных" ж/д операторов. В частности, в СМИ проходила информация, что группа хочет купить "ММК-Транс" (при этом в меморандуме к SPO было указано, что С.Мальцев и А.Елисеев являются совладельцами этой компании).

Что касается тяговой техники, то еще минувшей осенью С.Мальцев заявлял, что Globaltrans предполагает купить до 100 локомотивов для запуска их на локальных участках. "У нас просчитано около 40 маршрутов, каждый из них требует в среднем 7-8 локомотивов", - говорил он, отмечая, что каждый новый локомотив стоит порядка $2,5-3 млн, хотя их предложение в РФ и ограничено (но есть возможность купить технику на вторичном рынке, например в Казахстане).

Частично покупку локомотивов группа планирует профинансировать за счет 7-летнего кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму до 2,5 млрд руб. Согласно планами правительства РФ до 2015 г., право осуществлять самостоятельные перевозки локомотивами своих вагонов на ряде маршрутов операторы могут получить с 2013 г.

Globaltrans специализируется на перевозках металлов, нефти, цемента и угля. Чистая прибыль компании по МСФО в 2011 г. составила $317,2 млн, скорректированная выручка (за вычетом инфраструктурной и локомотивной составляющих тарифа) - $1,177 млрд, EBITDA - $505,6 млн (скорректированная - $505,1 млн). В I квартале 2012 г. скорректированная выручка Globaltrans выросла на 5,3%, до $304,9 млн, скорректированная EBITDA - на 25% до $153,3 млн. Маржа по скорректированной EBITDA повысилась на 50,3% по сравнению с 42,3% за тот же период 2011 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.07.12PO Globaltrans. Трижды в одну воду