05-04-11 / 2011
Новости отрасли
Globaltrans готов к стратегическим сделкам, но пока занял выжидательную позицию

Прошедшая в понедельник телефонная конференция крупнейшего независимого железнодорожного оператора России - Globaltrans - показала, что с момента его последней отчетности по МСФО осенью 2010 года мало что изменилось. Компания по-прежнему готова к стратегическим сделкам, однако сложившиеся обстоятельства тормозят реализацию этих планов. Покупать конкурентов или подвижной состав мешает высокая стоимость вагонов, приобретать локомотивы - неопределенность со сроками либерализации этого рынка; для крупных поглощений, например, "Первой грузовой компании", опять же требуется проведение бюрократических процедур в правительстве. Глава группы Сергей Мальцев вскользь обронил фразу, точно описывающую ситуацию на рынке - "экономическое зазеркалье"… Пока компания заняла выжидательную позицию.

Выше прогнозов, лучше ожиданий

Представленные показатели работы Globaltrans в 2010 г. превзошли ожидания экспертов. Аналитики ожидали лишь 47%-ного роста чистой прибыли группы и максимум до $207 млн. (c консенсусом в $178,5 млн.). Однако этот показатель оказался сразу на 86% выше, чем в 2009 г. - $225,9 млн. Рост скорректированной выручки (от оперирования вагонами без учета других тарифных составляющих) составил 32% против ожидавшихся 21,6% ($903 млн.), скорректированной EBITDA - 37% против 30,8% ($390,9 млн.). Рентабельность по EBITDA поднялась у группы в 2010 г. на 1 процентный пункт, до 43%.

Увеличение показателей Globaltrans опережало рост отрасли. Так, грузооборот компании вырос на 20% (до 97,4 млрд. тонно-километров), тогда как в целом на железных дорогах РФ за этот же период он увеличился лишь на 8%. Компания сокращала порожний пробег, оптимизируя погрузочно-разгрузочных операции и стремясь к перевозкам маршрутными поездами: в целом за год этот показатель снизился с 72% до 62%, а в высокомаржинальном сегменте полувагонов - с 46% до 42%. Помог позитив на рынке угля и металлов: объем их транспортировки иногда достигал предкризисных уровней, отметил на телефонной конференции С.Мальцев. Доля группы на рынке перевозок выросла с 4,8% до 5,3%.

На этом фоне долговая нагрузка компании продолжает оставаться крайне комфортной. В концу 2010 г. долг хоть и вырос на 32% (до $381,3 млн.), однако его соотношение со скорректированной EBITDA осталось неизменным - на уровне 1. При этом на телефонной конференции финансовый директор компании Александр Шенец указал на то, что валютные риски Globaltrans минимизированы за счет того, что почти 80% долга номинировано в рублях (основная валюта выручки). Средняя ставка по кредитам, по словам топ-менеджера, находится на уровне 8,5% годовых.

Интересно все, что шевелится

На столь устойчивой экономической платформе компания, выражаясь словами С.Мальцева, уже почти год пытается "что-нибудь сгенерировать" - за счет стратегической инвестиции сделать мощный рывок в развитии бизнеса. Пока, впрочем, дальше заявлений о готовности к этому дело идет.

Все бизнес-идеи уже тоже были озвучены ранее. Глава Globaltrans и его финдиректор в понедельник уточняли лишь текущую механику возможных вариантов экспансии на рынке. Говоря о возможности поглощений, С.Мальцев отметил, что компании интересно "все, что шевелится". Из крупного - это, конечно же, ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК). Ранее представители группы уже обозначили конкретный круг интересов: группа готова купить от 50% +1 акции ПГК, исходя из ее оценки в $4,9 млрд.

Но в понедельник С.Мальцев дал понять, что уверенно говорить о покупке пока рано. "Прежде всего, должны определиться РЖД. Я слышал, у них 2 даты есть - 11 и 19 число (апреля), когда совет директоров примет решение о продаже этого актива (по словам топ-менеджера, утвердит только оценку). Затем будет распоряжение правительства, которое определит форму продажи этого актива. Ближе к этому можно будет говорить уже о том, как будем финансировать, и будем ли вообще участвовать в этой сделке", - описал топ-менеджер логику решений.

В это же время, интерес к мелким и средним операторам сталкивается с их переоцененностью. "Ввиду того, что парк был выделен из ОАО "Российские железные дороги", есть технологические сбои в эксплуатировании вагонов", - пояснил глава Globaltrans. Возникший дефицит подвижного состава подстегнул цены на вагоны, а, следовательно, и балансовую стоимость подвижного состава операторов.

Переговоры, впрочем, Globaltrans не приостанавливает, хотя некоторые предложения вызывают удивления: сталкиваться приходилось с тем, что собственники операторов оценивают их капитализацию по EBITDA 2013 года, при этом, не совсем понятно, откуда берутся прогнозы "взрывного роста" цен на вагоны, привел пример С.Мальцев. "Пока существует дефицит, вопрос (о поглощении других компаний) затруднен: рынку не понятны спекулятивные ожидания в отношении цены на вагоны", - заключил он, выразив мнение, что в ближайшие 6-7 месяцев ситуация не изменится.

Вагонные споры

Фактор высоких цен на вагоны не позволяет массово приобретать и подвижной состав: именно текущей цены в 2,2 млн. рублей за вагон и касалось определение "экономическое зазеркалье". Группа не готова приобретать подвижной состав более чем за 2 млн рублей, подчеркнул С.Мальцев, хотя и допустил, что при росте спроса на перевозки могут стать рентабельными закупки и по таким ценам.

Пока инвестиционная программа Globaltrans на 2011 г. предусматривает приобретение 5 тыс. вагонов, из которых к концу февраля группа уже получила 1,5 тыс. по цене в $63 тыс. (примерно по 1,8 млн. руб.; в общей сложности - за $94,5 млн.). Одновременно компания предпочитает брать вагоны в операционный лизинг. В 2010 г., например, из 13,5 тыс. вагонов, которыми прирос парк оператора, более 7,7 тыс. пришлось на арендный подвижной состав. Это несколько увеличивает расходы на их обслуживание, но позволяет органически расширять бизнес. "Приобретение вагонов по любым ценам для увеличения парка для нас сейчас не является актуальным", - подчеркнул С.Мальцев.

Такой же стратегии компания планирует придерживаться и в 2011 г., и лишь при стабилизации цен на вагоны допускает возвращение к замещению лизинговых вагонов собственными. Правда, стабилизации и последующего снижения цен на новый подвижной состав топ-менеджеры Globaltrans не ожидают ранее конца 2012 г. Кроме того, оставляет желать лучшего и качество поставляемого подвижного состава (проблемы с литыми деталями вагонов у других операторов уже привели к росту ЧП на железных дорогах страны). В этой связи С.Мальцев поддержал обсуждаемую идею ввоза литья из Китая, хотя и раскритиковал идею централизации этого процесса через "Торговый дом РЖД".

Кроме того, для расширения бизнеса компания готова покупать и локомотивы. Но здесь, по словам главы Globaltrans, планы компании, опять же, сводятся к ожиданию либерализации рынка тяги до конца 2011 г. По крайней мере, тариф на использование инфраструктуры, согласно документам, опубликованным правительством, должен быть разработан именно в эти сроки, отметил он.

Драйверы роста

Одним словом, идей - масса, причем, проработаны и схемы финансирования. Globaltrans не исключает возможности размещения рублевых облигаций во второй половине 2011 года - начале 2012 года, сообщил А.Шенец. "Мы для себя не закрываем возможность выпуска рублевых облигаций. Этот инструмент, который мы опробовали в прошлом году, показал себя достаточно хорошо. Нам удалось 5-летние бонды амортизируемые разместить по достаточно привлекательным ставкам (эмитентом выступила "дочка" Globaltrans - ОАО "Новая перевозочная компания"). Помимо этого у нас есть возможность сделать SPO и другие инструменты применять", - сказал он.

Говоря о возможном приобретении локомотивов, С.Мальцев лишь добавил, что с принятием необходимых правительственных решений группа, возможно, будет заимствовать средства "в середине этого года или начале III квартала". При этом Globaltrans уже начал прорабатывать соответствующий бизнес-план.

Впрочем, обстоятельства пока не на стороне компании, что заставляет ее занимать выжидательную позицию. Говоря о перспективах развития Globaltrans в 2011 г., генеральный директор группы выразил надежду, что компания будет "в своем росте не хуже 2010 г.". При этом, рынок железнодорожных перевозок, по консервативным оценкам С.Мальцева, в этом году увеличится на 5-7%, и его объем в период восстановления экономики "очень сильно будет зависеть от внешней среды". А.Шенец же уточнил, что группа может "поднять с использованием банковского финансирования" более $500 млн с целевым диапазоном долг/EBITDA на уровне 2 (сейчас он находится в районе 1).

Globaltrans специализируется на перевозках металлов, нефти, цемента и угля. 50,1% акций принадлежит Transportation Investments Holding (в равных долях контролируется топ-менеджерами "Н-Транса" Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым), 14,45% - Envesta Investments (51% - у гендиректора Globaltrans Сергея Мальцева, 49% - у главы совета директоров Александра Елисеева). Free float составлял 35,31% от уставного капитала.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Finmarket05.04.11Globaltrans в "экономическом зазеркалье"