Транспорт. РЖД планируют повысить тарифный класс перевозок глинозема
РЖД предложили изменить тарифы для продукции цветной металлургии
Поэтапное сближение тарифов на перевозку алюминия и глинозема планируется начать в 2027 году, завершить к 2030 году. По мнению РЖД, эта мера сократит убытки госхолдинга и урегулирует доходность перевозок.
РЖД предлагают поэтапно сблизить тарифы на перевозку алюминия и глинозема к 2030 году - предлагается установить коэффициенты 1,4 с дополнительной надбавкой 0,25 для расстояний свыше 1,5 тыс. км. Такая мера направлена на сокращение убытков от перевозки глинозема, который сейчас относится к первому тарифному классу и компенсируется за счет более дорогих перевозок алюминия из третьего класса. Это следует из протокола совещания в Минэкономразвития, состоявшегося 27 марта под председательством министра экономики Максима Решетникова (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердили три источника, знакомых с его содержанием). Минпромторг поддерживает такую идею и предполагает, что приступить к ее реализации можно в 2027 году, указано в документе.
РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития и Минпромторга.
Что предлагается изменить
Глинозем и алюминий относятся к разным тарифным классам согласно Прейскуранту 10-01 (главному тарифному документу РЖД. - РБК), что объясняет значительную разницу в стоимости их транспортировки.
Глинозем находится в первом классе, отведенном для массовых сырьевых грузов, в отношении него применяются понижающие коэффициенты. Они варьируются в диапазоне от 0,55 до 0,75 в зависимости от направления и условий перевозки. Коэффициент на тип вагона составляет 1 (применяется при перевозке в полувагонах и на платформах). Дополнительный коэффициент в зависимости от характеристик груза - 1,64. Для перевозок на расстояние более 1,5 тыс. км используется дополнительный понижающий коэффициент 0,56.
Алюминий, напротив, классифицирован как груз третьего тарифного класса, применяемого к высокодоходным грузам. Для него тарифный коэффициент составляет 1,74, коэффициент на тип вагона - 1,04. Допкоэффициент на характеристики груза - 1,19, а для расстояний свыше 2 тыс. км - еще 0,03. В результате перевозки алюминия обеспечивают частичную компенсацию убытков, возникающих при транспортировке глинозема, подчеркивается в материалах к заседанию (есть у РБК).
Согласно материалам к совещанию, глинозем перевозится на условиях, обеспечивающих РЖД отрицательный финансовый результат, - действующие тарифы не покрывают затраты на организацию перевозочного процесса. Поскольку алюминий и глинозем входят в единый производственный цикл, РЖД предлагают постепенно сблизить тарифные условия на их перевозку. Цель такого "тарифного маневра" - сделать перевозку глинозема менее убыточной и более эффективной, а алюминия - более доступной. Для "недопущения единомоментного существенного изменения уровня тарифов" на перевозки этих грузов и адаптации грузовладельцев к новым тарифным условиям предлагается реализовать поэтапное сближение тарифов на транспортировку.
Начало сближения тарифов предлагается вводить с 2027 года с завершением этапов к 2030 году. Механизм предусматривает "донастройку" по итогам первого этапа в зависимости от реальных объемов и структуры перевозок. Исходя из предлагаемых тарифных условий, грузы к 2030 году окажутся во втором тарифном классе. Коэффициент на груз составит 1,4. Также предполагается, что дополнительные понижающие коэффициенты на дальность перевозки сохранятся и составят 0,25.
Как инициативу оценивает "Русал"
Совещание, на котором обсуждалась инициатива по сближению тарифов на перевозку алюминия и глинозема, прошло без участия представителей металлургической отрасли, сообщили РБК в пресс-службе "Русала" (алюминий и глинозем компании - это почти 100% всего объема перевозки этих грузов). При этом в обсуждении участвовали представители других отраслей. "Диалог о тарифах для тех или иных отраслей без их представителей трудно назвать состоявшимся. Eсли в совещании по тарифам для той или иной индустрии участвуют представители других сфер бизнеса, это может нарушить неприкосновенность коммерческой тайны, спровоцировать утечку конфиденциальной информации", - подчеркнули в компании.
В "Русале" также обратили внимание на то, что алюминий по-прежнему относится к третьему тарифному классу и находится в конце списка приоритетности экспортных перевозок согласно Правилам недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД (10-е место из 12), а глинозем - на последнем, 12-м. При этом импортные перевозки глинозема выгодны для РЖД: они позволяют обеспечить обратную загрузку вагонов и инфраструктуры в противоток основному экспортному грузопотоку и выполняются с использованием универсального подвижного состава.
Компания считает, что в рамках государственной стратегии по наращиванию объема перевозок несырьевых товаров тарифы на алюминий - один из наиболее маржинальных грузов для РЖД - должны снижаться. "На наш взгляд, поэтапное снижение тарифной нагрузки на перевозки алюминия и глинозема будет стимулировать рост несырьевого экспорта и одновременно поддержит маржинальность перевозок. Наиболее иррационально для российской экономики повышать тариф [на рентабельные для РЖД грузы], чтобы в итоге предоставить скидку убыточным для РЖД и экономики отраслям", - отметили в пресс-службе.
Из протокола совещания также следует, что планируется провести аналогичное совещание по тарифным условиям для грузов металлургической отрасли. В связи с этим ассоциация "Русская сталь" попросила Решетникова (РБК ознакомился с письмом)дать поручение о включении в рабочую группу по разработке подходов к новой тарифной системе ее представителей.
РБК направил запрос в "Русскую сталь".
Зачем нужно сближение тарифов
По словам источника РБК на транспортном рынке, рассматриваемая схема прорабатывается в том числе в качестве дополнительного резерва для компенсации выпадающих доходов РЖД в случае возвращения понижающих коэффициентов на перевозку угля по железной дороге (полностью отменены с 1 января 2025 года). "Помимо прямых дотаций из бюджета, про которые говорят Минэнерго и РЖД (в конце 2024 года вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать антикризисную программу для угольной отрасли, в числе известных предложений - субсидии на доставку твердого топлива в адрес портов Юга и Северо-Запада), Минэкономразвития пытается найти резервы в тарифной системе за счет пересмотра индивидуальных условий для грузов третьего класса", - уточняет он. Но выгода от отмены или сокращения скидок для "Русала" "принципиально" не решает проблем убыточных для РЖД угольных перевозок (по оценке входящего в РЖД Института экономики и развития транспорта, в результате действия угольных квот для шести регионов в 2024 году холдинг потерял 200 млрд руб.).
Другой источник РБК, знакомый с ходом обсуждения, не соглашается с этой версией и говорит, что сближение тарифов на транспортировку алюминия и глинозема, напротив, не связано с необходимостью компенсации выпадающих доходов от заниженных тарифов на перевозку угля.
В РЖД, в свою очередь, подчеркнули, что эта работа проводится в рамках "совершенствования" Прейскуранта 10-01. "РЖД совместно с органами федеральной власти вырабатывает стратегические решения, в том числе по тарифному регулированию до 2030 года и далее", - сказал РБК представитель холдинга.
Сближение тарифов обсуждается "в общей парадигме" пересмотра тарифной модели, заложенной в основу действующего прейскуранта - это стало необходимым вследствие изменения исходных параметров для расчета тарифов: корреспонденции, объема входящих и исходящих потоков на предприятия и так далее, продолжает один из источников РБК. "По сути, раньше обеспечивалось перекрестное субсидирование дешевых перевозок глинозема, который относится к первому классу, более дорогими перевозками алюминия, относящегося к третьему тарифному классу", - поясняет он. Сейчас эта сходимость тарифов оказалась нарушена, что в том числе влияет на конкурентоспособность поставок алюминия по железной дороге. Eсли для перевозок глинозема железнодорожный транспорт является "практически безальтернативным", то готовая продукция может "уходить" и на другие виды транспорта.
***
8,093 млн т составил общий объем перевозок глинозема по сети РЖД в 2024 году
***
3,037 млн т составил объем экспортных перевозок алюминия по сети РЖД в 2024 году
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ежедневная деловая газета РБК | 17.04.2025 |