12-11-19 / 2019
Новости отрасли
Главный успешный пример – операторы

Михаил Блинкин, директор Института транспорта Высшей школы экономики Участие в инфраструктурных проектах слишком обременительно для частного бизнеса. Он предпочитает обслуживать подвижной состав. И это самый удачный опыт государственно-частного партнерства на РЖД.

Перечислить по-настоящему успешные инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства довольно просто: их пока не много. И не всегда понятно, можно ли эти проекты считать таковыми. Вот сейчас в конкурсном плане есть проект – Северный широтный ход. Можно ли считать партнерство в этом проекте со стороны "Газпрома" частно-государственным? Формально – да, а по-существу возникают сомнения.

Но если говорить о ГЧП в широком смысле, то оно на РЖД живет и побеждает. После либерализации вагонного парка у нас возникли мощные влиятельные частные операторы подвижного состава, логистические компании. Они зарабатывают свои деньги и платят РЖД за проезд, то есть инвестируют в перевозчика. Вот это реальный, очень успешный проект.

Если же говорить об инфраструктуре, то любой вход в такое ГЧП – это очень длинные деньги.

Государство может вкладывать деньги в проекты, которые начнут приносить отдачу через десятилетие. А для частного бизнеса это очень сложно. Закон обещает частному партнеру минимальный гарантированный доход, который прописывается в договорах между государственным и частным партнером. Но во что превратится этот минимальный гарантированный доход через 10 лет – тайна, покрытая мраком.

Если частный бизнес вкладывается в железнодорожную ветку на условиях, что он будет получать всю или почти всю прибыль от ее эксплуатации, то он должен быть уверен, что эта прибыль будет. А за такой срок экономическая и производственная ситуация может измениться. Путь может оказаться мало востребованным, прибыли не будет. Это пугает инвесторов.

Частный бизнес, в отличие от государства, хочет иметь не стратегические результаты через 10 лет, он хочет доход сегодня. Разговоры о том, что его не пускают в ГЧП, досужие. Он сам не идет. Другое дело, что горные месторождения охотно делают совместно с РЖД небольшие подъездные пути, которые строятся быстро и доход от роста грузооборота начинают приносить мгновенно. Таких проектов много, но ввиду их миниатюрности о них мало говорят.

Поэтому частные инвестиции в железную дорогу будут расти, и еще как. Слава богу, вагоны у нас покупают частные предприятия. Почти любые перегрузочные терминалы основаны на частных инвестициях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.11.2019