22-11-16 / 2016
Новости отрасли
«Главная цель — обеспечить бесперебойность перевозок»

Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун о нововведениях в сфере грузовых перевозок, перспективах развития скоростного сообщения и тендерной политике компании.

- Анатолий Федорович, пока идет работа над проектом строительства высокоскоростной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань, какие меры предпринимает Горьковская железная дорога для развития скоростного сообщения уже сейчас?

- В первую очередь хочу отметить, что компания ведет постоянную работу по повышению скорости пассажирских поездов. И особое внимание уделяется участкам инфраструктуры со скоростным движением. В этом году проводился капитальный ремонт пути на направлении Москва - Нижний Новгород на участке между Дзержинском и Владимиром. В результате время движения поезда "Стриж" на маршруте Нижний Новгород - Петушки сократилось на 5 минут. Для удобства пассажиров Владимирской области введена стоянка на станции Владимир для тех поездов "Стриж", которые прежде следовали в безостановочном режиме. В перспективе мы планируем повысить скорость поезда до 180 км/ч после того, как несколько перегонов будут оборудованы радиоканалами.

Кроме того, перевозчики вносят корректировки в расписание поездов, чтобы сократить время их движения. Например, по программе "Дневной экспресс" было скорректировано время отправления и прибытия поезда Киров - Нижний Новгород, что сократило следование на 5 минут. Благодаря корректировке времени отправления поезда на него смогут попасть пассажиры, которые едут транзитом из Москвы через Нижний Новгород.

- Когда ГЖД запускала скоростное сообщение между Нижним Новгородом и Москвой, спрос на эти поезда был очень высоким. Сохраняется ли тенденция сегодня?

- Да. Скоростные поезда "Ласточка" появились на маршруте Нижний Новгород - Москва в апреле 2013 года. С начала эксплуатации они перевезли 3,7 млн пассажиров. При этом за десять месяцев 2016 года объем перевозок составил 946 тыс. человек. "Стриж" стал курсировать на этом направлении с 1 июня 2015 года и уже перевез 1,7 млн человек. С января по октябрь 2016 года билеты на него купили свыше 1 млн человек.

- Каковы основные тенденции рынка грузовых перевозок? Как меняется ситуация?

- В стратегии развития различных направлений бизнеса РЖД до 2030 года прописан переход от оказания услуг по стандартным грузовым перевозкам к комплексным логистическим продуктам. Сегодня Горьковская магистраль готова предложить комплексное обслуживание предприятий всех отраслей промышленности, включая снабжение, сбыт и внутризаводскую логистику, международные мультимодальные перевозки (с использованием водного, автомобильного транспорта), предоставление интересов в таможенных и налоговых органах. Специально для этого на Горьковской железной дороге создана рабочая группа по коммерческой координации, куда вошли АО "РЖД Логистика", GEFCO, ПАО "ТрансКонтейнер", АО "Федеральная грузовая компания" и Горьковская дирекция по управлению терминально-складским комплексом. Каждая компания предоставляет свой перечень услуг, сопутствующих перевозке грузов железнодорожным транспортом. Чтобы обеспечить высокий уровень сервиса, после досконального изучения и оценки потребностей клиентов им предлагается необходимая композиция из транспортных продуктов.

Чтобы повысить эффективность отправления грузов, компания формирует управляемую и прозрачную систему работы, которая дает клиентам возможность перейти на индивидуальное сотрудничество с РЖД.

Кроме того, нашими приоритетами являются увеличение скорости доставки грузов (программы "Грузовой экспресс", "Транссиб за семь суток"), формирование индивидуальных пакетов услуг, повышение надежности доставки грузов, развитие технологии по принципу "одного окна" и перевозка грузов по расписанию.

- Есть ли у вас примеры успешного сотрудничества с компаниями по новой системе отправления грузов?

- Один из успешных проектов - организация транспортного обслуживания ООО "Скрипинский карьер" в Муроме. До последнего времени щебень из карьера перевозился автомобильным транспортом, но компанию заинтересовало как по цене, так и по логистике комплексное предложение, которое сделала ему рабочая группа коммерческой координации. Результат - ежемесячно растущие перевозки железнодорожным транспортом в московском направлении. Кроме того, на предприятии сократились издержки, и теперь у него есть возможность расширить географию поставок. Синергетический эффект от взаимодействия бизнес-единиц РЖД достигается и в проработке отдельных направлений поставок для клиентов. Так, для Омутнинского металлургического завода (Кировская область) удалось оптимизировать поставки грузов в Германию благодаря возможностям АО "РЖД Логистика". Дело в том, что введение ограничений транзитных государств на перевозки автомобильным транспортом из России отразилось на соблюдении сроков доставки и, как следствие, могло привести к нарушениям контрактных обязательств. Организованная модель перевозки в виде комбинации автомобильного и железнодорожного транспорта позволила устранить проблему.

- Как развивается сотрудничество ГЖД с регионами на полигоне магистрали? Какие новые проекты реализуются совместно?

- Работу с регионами железная дорога строит на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, в которых отражены совместные мероприятия. Сейчас действуют соглашения, подписанные в разное время с Татарстаном, Удмуртией, Чувашией, Марий Эл, с Нижегородской, Кировской, Владимирской областями. Одно из соглашений касается перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом и реализовывается силами двух компаний, которые работают на полигоне ГЖД, - ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" и ОАО "Содружество".

Кроме того, регионы и магистраль совместно реализуют инвестиционные проекты или предоставляют ГЖД льготы для реализации собственных инициатив, совместно с бизнесом проводят координационные совещания, на которых обсуждаются и решаются задачи в интересах предпринимателей.

Отмечу, что главная цель взаимодействия между органами госвласти и ГЖД - это удовлетворение потребностей населения и предприятий с точки зрения обеспечения бесперебойности железнодорожных перевозок.

- Каковы принципы взаимодействия магистрали с подрядчиками? Как они меняются?

- Недавно в Москве состоялась крупная конференция, которая так и называлась: "Закупки ОАО РЖД. Открытый диалог". На этом мероприятии президент ОАО РЖД Олег Белозеров отметил, что компания сделала серьезный шаг, чтобы упростить доступ для бизнеса в целом и в первую очередь для представителей малых и средних предприятий к тендерам железной дороги. В частности, компания сократила перечень необходимых документов для участия в конкурсах и сроки заключения договоров и их оплаты. Кроме того, был утвержден перечень товаров, закупка которых осуществляется только у малых и средних предприятий. С начала года объем закупок РЖД у малого и среднего бизнеса (МСБ) превысил 71 млрд руб., что существенно выше поставленного государством минимального объема закупок для госкомпаний у МСБ.

Ежегодно увеличивается и доля аукционов, которые проводятся в электронной форме: в денежном выражении их объем по сравнению с 2015 годом вырос более чем в два раза. При этом доля закупок в электронной форме увеличилась в текущем году по сравнению с 2012 годом почти в три раза и достигла 90% от общего объема. Благодаря повышению эффективности системы закупок только за девять месяцев 2016 года экономия составила 7 млрд руб.

Горьковская железная дорога, конечно, придерживается общей политики компании в плане тендерных закупок. Так, за девять месяцев 2016 года доля закупок у единственного поставщика по сравнению с прошлым годом снизилась с 50% до 25%.

Кроме того, выросла и конкурентность закупок. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился почти в полтора раза. Доля договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, составила около 70%.

На мой взгляд, благодаря изменениям в нормативной базе, проведенной работе по укрупнению закупок, а также уменьшению списка запрашиваемых документов конкурсы ГЖД стали более привлекательными для участников, поскольку стали более прозрачными, открытыми и доступными.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ22.11.2016