ОАО "РЖД" предоставляет эффективные тарифные решения для перевозок скоропорта, а государство субсидирует внутрироссийские и экспортные отправки. В то же время, по мнению операторов, чтобы задействовать весь потенциал перевозок и увеличить их объемы, необходимо снять инфраструктурные ограничения и повысить приоритет этой товарной группы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
Для перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах и изотермических вагонах по отдельным направлениям холдинг "РЖД" формирует эффективные тарифные решения. "В рамках реализации гибкой тарифной политики предоставлены скидки от 20 до 50% к базовым тарифам. При этом ряд указанных скидок действует на протяжении нескольких лет", – уточнили в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД".
Так, например, холдинг предлагает скидку в размере 20,4% на экспортные и импортные перевозки грузов второго и третьего тарифных классов в рефрижераторных контейнерах со станции Селятино на станции Сергели и Джизак (Узбекистан) через пограничную станцию Канисай, а в обратном направлении – через станцию Озинки.
Предусмотрена скидка в размере 50% на импортные перевозки плодоовощной продукции из Таджикистана и Узбекистана в рефрижераторном подвижном составе принадлежности "Узбекских железных дорог" и "Таджикских железных дорог". Руководство холдинга уже продлило действие этих скидок до 31 декабря 2025 года.
Кроме этого, экспортеры скоропортящейся продукции имеют возможность обратиться в АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) за компенсацией понесенных затрат при транспортировке продукции. "До 25% совокупных расходов на логистику в экспортном направлении может быть компенсировано грузовладельцам через обращение в РЭЦ", – уточняет президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синев.
При перевозках рыбы во внутрироссийских направлениях, а именно с Дальнего Востока на запад, Минсельхоз России оказывает поддержку грузоотправителям низкотемпературных грузов, в частности осуществляет субсидирование железнодорожного тарифа. Речь идет о субсидиях железной дороге на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку рыбы внутри страны.
По данным ОАО "РЖД", в 2023 году так было отправлено 20,3 тыс. тонн минтая. В текущем году операторам рефконтейнеров в увеличении грузопотока помогли государственные субсидии на перевозку минтая, отмечает генеральный директор компании "Дальрефтранс" Андрей Гречкин. С января по август перевозки достигли более 29 тыс. тонн, в том числе благодаря расширению перечня субсидируемой продукции: помимо минтая, в перечень включены лосось и сардины (иваси). "Желательно, чтобы этот инструмент был доступен при отправках сурими из минтая. Это поддержит в 2025 году высокий объем перевозок", – добавил Андрей Гречкин.
По словам Михаила Синева, выделенные лимиты расходуются очень быстро и при их увеличении объем перевозки рыбы кратно вырастет.
СКОРОПОРТУ НУЖЕН ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
Операторы и эксперты рынка отмечают ряд барьеров, которые сдерживают развитие перевозок скоропортящихся грузов: инфраструктурные ограничения, "низкий" приоритет перевозок продуктов питания среди других номенклатур. Михаил Синев полагает, что с учетом незначительности объемов продуктов питания в тоннаже железнодорожных перевозок и одновременно высокой социальной значимости груза барьеры можно снять повышением приоритета. Тогда число задержек при отправлении груза и случаев отсутствия свободного подвижного состава и локомотивов снизится, считает менеджер по GR "Союзмолоко" Роман Чубак. "Если Россия хочет больше экспортировать свинину или курятину в Китай, страны Юго-Восточной Азии, то мы должны дать зеленый свет таким грузам при перевозках по железной дороге", – добавляет Андрей Гречкин.
В ЦФТО уточнили, что для сохранения тенденции роста контейнерных перевозок в холдинге "РЖД" на постоянной основе ведется работа по поиску решений для оптимизации доставки грузов в контейнерах, удовлетворения потребностей грузоотправителей и организаторов перевозок. Сложности, возникающие при перевозках скоропортящихся грузов по железной дороге, как правило, решаются в оперативном порядке или во время встреч и совещаний с представителями бизнес-сообщества, поясняют в ЦФТО.
"У нас есть рабочая группа с ЦФТО, в рамках которой обсуждается оперативная обстановка. ОАО "РЖД" работает в рамках своей компетенции, в сложных ситуациях мы всегда получаем поддержку в ручном режиме", – подтвердил Михаил Синев.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 08.10.2024 |