11-01-13 / 2013
Новости отрасли
Геополитическое положение Дальневосточной магистрали определяет ее роль в организации логистического взаимодействия с портами Тихого ...

В настоящее время Дальневосточная железная дорога обслуживает семь крупных морских портов и четыре специализированные перевалочные базы.

Напомним, более 75% грузооборота в регионе выполняют основные порты Приморского края - Восточный, Находка, Владивосток, в Хабаровском крае - порт Ванино. Они входят в десятку крупнейших в России и являются главными элементами транспортных узлов. Действующая паромная переправа Ванино - Холмск обеспечивает транспортную связь острова Сахалин с материком, перегружая более 90% грузов.

Следует отметить, что в последние годы морские порты Дальнего Востока демонстрируют самую высокую динамику переработки грузов.

В 2011-м в Дальневосточном бассейне было обработано около 24% от общего грузооборота российских портов, а по каботажным грузам - 47,6%. При этом на долю дальневосточных портов традиционно приходится более 18% наливных грузов и свыше 30% сухих.

В результате активизации внешнеторгового обмена грузооборот ДВЖД, несколько опережая среднесетевую динамику, в 2011 году по сравнению с 2010-м вырос на 8,6% (на сети +8%), в текущем году его рост составил 5,6% (+3,9%). Отметим, что если сравнить с докризисным периодом 2008 года (когда на дороге был максимальный спад перевозок), то увеличение грузооборота с учетом пробега приватных вагонов в порожнем состоянии уже достигло 52% при среднесетевом повышении на 13%. В итоге общие объемы выгрузки в границах железной дороги выросли на 37,5% (на 1,6 тыс. ед.), и более всего - в железнодорожных узлах, работающих на стыке с морскими портами и нефтеперевалочными базами, - в 1,7 раза.

Динамично восстанавливаются контейнерные перевозки. "За 9 месяцев 2012-го по объемам погрузки крупнотоннажных контейнеров в границах железной дороги мы не только вышли на докризисный уровень, но и перекрыли его результат на 4,7%, что свидетельствует о сохранении заинтересованности грузоотправителей в международных перевозках по Транссибу", - отмечает начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко.

Не допустить сбоев

Безусловно, без организации эффективного взаимодействия железной дороги и морских портов достичь столь высоких результатов было бы невозможно. Сегодня, когда перед ОАО "РЖД" стоит задача трансформации в мощную транспортно-логистическую структуру, активно реализующую свои компетенции на российском и мировом рынках, отношения со смежными видами транспорта должны строиться на основе сбалансированного развития инфраструктуры и широкого внедрения инновационных технологий.

В 2010 году на железной дороге создан экспертный совет по формированию инвестиционных программ, который возглавляет главный инженер магистрали Владимир Крапивный. На заседания совета, помимо руководителей региональных дирекций и регионального центра корпоративного управления, приглашаются специалисты дальневосточных проектно-изыскательских институтов и университета путей сообщения.

Экспертный совет является постоянно действующим коллегиальным органом Дальневосточной железной дороги, осуществляющим оценку инвестиционных заявок, проектов и программ с точки зрения эффективности предложенных технологических решений и целесообразности выполнения задач, поставленных перед региональными дирекциями в границах дороги. В течение года проводятся встречи с участием администрации Приморского края, руководителей морских портов, стивидорных компаний, операторов железнодорожного подвижного состава, крупных грузовладельцев. Рассматриваются планы строительства новых угольных терминалов и перерабатывающих мощностей ОАО "Восточный порт", ООО "Восточный балкерный терминал", ЗАО "Восточная нефтехимическая компания" и других, а также определяется необходимость развития железнодорожных станций Находкинского и Ванино-Советско-Гаванского транспортных узлов и подходов к портам, в том числе за счет привлечения частного капитала заинтересованных в перевозках инвесторов. Кроме того, принимаются решения о модернизации и обновлении существующих мощностей для обеспечения своевременной выгрузки угля в зимний период. К примеру, таким образом коллегиально были определены объемы перевозки угля, зерна, контейнерных грузов в направлении морского порта Посьет (до 20 млн т) и нового пограничного железнодорожного перехода Махалино - Хуньчунь (до 8,5 млн т), что потребовало предусмотреть возможности поэтапного усиления железнодорожного направления Уссурийск - Барановский - Хасан.

Усилить потенциал инфраструктуры

Отметим, что сотрудничество ДВЖД с крупнейшими предприятиями региона не ограничивается мерами по оптимизации движения и перспективным планированием конфигурации грузопотоков. Возможности таких инструментов при всей их очевидной эффективности имеют объективные ограничения. Прежде всего речь идет о физических лимитах пропускной способности железнодорожных путей. Логичным решением этой проблемы видится развитие и модернизация инфраструктуры. С уверенностью можно сказать, что взаимное понимание в этой сфере достигнуто и в целом уже сформирована дееспособная модель, позволяющая обеспечить дальнейшее развитие региона при соблюдении баланса интересов участников перевозочного процесса.

В частности, на основе оценки планов развития Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) построила и ввела в эксплуатацию в Ванинском районе балкерный терминал на 12 млн т в год с перспективой увеличения его мощности до 24 млн т. Кроме того, ОАО "РЖД" выданы технические условия на проектирование и строительство транспортно-перегрузочных комплексов ООО "Сахатранс", планирующем поставки угля, железной руды и лесных грузов в страны АТР в объемах 25 млн т, и ОАО "Мечел" (мощностью 25 млн т). Добавим, что в середине сентября состоялась встреча представителей ДВЖД с руководством "Мечела" с целью анализа состояния железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения Эльгинского угольного месторождения в Якутии и обеспечения его перевозок через морские порты Ванино и Посьет. При этом перед портами поставлена задача - по установке высокотехнологичного и более производительного оборудования для обеспечения своевременной выгрузки грузов.

Не допустить сбоев на стыках

Другим серьезным направлением для роста объема мультимодальных перевозок и обеспечения бесперебойной работы на уровне требований современной экономики является оптимизация взаимодействия на стыках "железная дорога - порт". Необходимо отметить, что ДВЖД - постоянный участник региональных заседаний совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в ходе работы которых дорога имеет возможность озвучить позицию ОАО "РЖД" и его функциональных филиалов при решении немаловажных вопросов.

К примеру, в конце августа текущего года в поселке Врангель Приморского края в ходе проведения очередного заседания АСОП с участием руководителей Минтранса России рассматривался вопрос перспектив развития специализированных терминалов на Дальнем Востоке до 2017 года. После выступлений руководителей ОАО "РЖД" и ДВЖД было поддержано предложение о необходимости детальной проработки заинтересованными компаниями вопроса планирования перевозок, чтобы на основе их прогнозов выстроить четкую линейку реализации инвестиционных проектов и определить источники их финансирования. Так, на совещании было решено зарезервировать землю для строительства 2-го районного парка на станции Находка-Восточная и развития приемо-отправочного парка в связи со строительством третьей очереди перерабатывающего комплекса ОАО "Восточный порт". Принято решение о сохранении специализации портов для выгрузки грузов, обязывающее стивидорные компании учитывать ее при планировании перевозок. Кроме того, с учетом специфики Дальневосточной железной дороги, осуществляющей в большей степени внешнеторговые перевозки, был образован Межрегиональный координационный совет (МКС). В него вошли представители органов государственного надзора и контроля, в том числе фитосанитарной службы, таможенных органов, антимонопольной службы, прокуратуры, а также аппарата полномочного представителя президента РФ в ДВФО и органов власти субъектов Федерации.

Проведение заседаний рабочих групп МКС, на которые приглашаются представители морских портов, стивидорных компаний, операторы подвижного состава, крупные грузовладельцы, строится на основе оперативного анализа итогов эксплуатационной работы и предусматривает выработку стратегии развития на предстоящий период. Исполнение принятых решений обеспечивается под контролем первого заместителя начальника железной дороги, а на местах - заместителями начальника железной дороги по регионам обслуживания.

В числе рассмотренных вопросов - организация логистических схем доставки грузов в порты, улучшение работы паромной переправы Ванино - Холмск, возможности организации выгрузки грузов на уровне перерабатывающей способности портов, обеспечение ритмичной подачи подвижного состава грузоотправителям и его своевременной уборки после выгрузки и др.

Не останавливаться на достигнутом

Вместе с тем очевидно, что уровень сложности решаемых ДВЖД и портовыми администрациями задач будет только возрастать. Степень конкуренции как между видами транспорта, так и между различными маршрутами, связывающими два крупнейших мировых экономических центра (Европейский союз и государства Азиатско-Тихоокеанского региона), будет увеличиваться. Завоевать и расширить свои позиции в формирующейся системе транспортного обеспечения стремятся как отдельные компании, так и целые страны. Кроме того, возрастает уровень требований, предъявляемых клиентами к услуге по перевозке. Уже недостаточно добиться решения каких-то локальных вопросов, выбор потребителей все чаще определяет уровень комплексного обслуживания. Требуется создание развернутой системы вертикально интегрированных логистических центров,

осуществляющих планирование погрузки экспортных грузов на дорогах отправления с обязательным участием логистических центров на припортовых станциях и в портах. Это позволит технологически повысить ритмичность подвода грузов к портам по тем заявкам и в те сроки, которые согласовывает морской порт.

В основе взаимодействия на стыке "железнодорожная станция - морской порт" на разных стадиях перевозочного процесса лежит развитая коммуникационная сеть компании и информационные ресурсы, которыми располагают железные дороги. Базой для информационного обмена с крупными клиентами и портами служат восемь действующих автоматизированных систем. В настоящее время организовано взаимодействие по получению и передаче данных от ОАО "Владивостокский морской торговый порт", ОАО "Находкинский морской торговый порт", ОАО "Восточный порт".

Получают информацию от железной дороги ЗАО "Трансбункер", ОАО "Ванинский торговый порт", ЗАО "Дальтрансуголь", ООО "Восточная стивидорная компания", ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", ООО "РН-Находканефтепродукт". Проводится работа с ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" по организации передачи информации из порта железной дороге. Безусловно, это только первый этап комплексной системы взаимодействия, включающей в себя все аспекты организации грузовых перевозок от оперативного информационного обмена до взаимной увязки принимаемых решений, а в перспективе - и производственных стратегий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер10.01.13Самая морская дорога