29-05-14 / 2014
Новости отрасли
Где найдем, где потеряем

Проект развития БАМа и Транссиба на Петербургском экономическом форуме анонсировали как крупнейший инфраструктурный проект в России. И это действительно так. Эксплуатационная длина Восточного полигона железных дорог составляет более 11 тыс. км. Но пропускные способности его практически исчерпаны, и вполне назрела необходимость модернизации с учетом прогнозируемого роста объемов перевозок в направлении дальневосточных портов.

Проблем там много. На Транссибирской магистрали одной из них является недостаточная мощность устройств тягового электроснабжения. На ряде участков они проектировались более 30 лет назад, да и рассчитаны на поезда весом 4–4,5 тыс. тонн. А на БАМе нужно тянуть новую ЛЭП. Там однопутные перегоны и недостаточное количество разъездов ограничивают пропускную способность. К тому же земляное полотно лежит на вечной мерзлоте, поэтому «узких» мест немало. Общая их протяженность на всем Восточном полигоне составляет 3 тыс. км.

Вопрос о том, что пора модернизировать обе транспортные артерии, поднимался железнодорожниками уже давно. В прошлом году правительство одобрило программу их развития на 2013–2017 годы, которая оценивается в 562 млрд руб. Ставилась цель увеличить пропускную способность обеих магистралей на 55 млн тонн. Но уже в этом году при утверждении программы развития угольной отрасли выяснилось, что Кузбасс планирует направить на экспорт через восточные порты дополнительные объемы – от 20 до 40 млн тонн угля. Заявки грузоотправителей, которые поступают в ОАО «РЖД», тоже говорят о том, что планку пропускной способности следует поднять как минимум на 75 млн тонн. В противном случае рост грузопотока и всей экономики столкнется с инфраструктурными ограничениями.

Беспокоит то, что проект еще только начал реализовываться, а уже стали говорить о том, не многовато ли денег планируют на него потратить? Появились советы, на чем лучше сэкономить. Не строить, например, вторые пути на БАМе, а ограничиться двухпутными вставками. Или отказаться от сооружения второго тоннеля через Байкальский хребет, а грузопоток пропускать в горах с помощью «пакетного» движения. В войну ведь так делали… Экономия средств – дело, безусловно, важное и нужное. Но не стоит забывать о том, что она может аукнуться увеличением затрат на эксплуатацию. А это вряд ли та цель, к которой все стремятся.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.05.2014