10-10-17 / 2017
Новости отрасли
"Газпром" решил поделиться железнодорожными перевозками с "СГ-трансом"

Владельцы газовых цистерн "СГ-транс" и "Газпромтранс" обсуждают создание СП. Компаниям это даст контроль над 65% рынка. Пять лет назад ФАС запретила "Газпрому" покупать "СГ-транс" из-за риска монополизации

О том, что "СГ-транс" и "Газпромтранс", кэптивный железнодорожный оператор "Газпрома", ведут переговоры о создании совместного предприятия, РБК рассказали два источника, близких к обеим компаниям. О таких планах сообщил и источник РБК в консалтинговой компании, работающей с производителями сжиженных углеводородных газов (СУГ).

По словам одного из источников, "Газпромтранс" передаст все свои цистерны в СП, а "СГ-транс" - деньги. Сумму денежного взноса источники не назвали. Представитель "СГ-транса" сказала РБК, что компании "проводят обмен опытом". По ее словам, речи о создании СП пока не идет. Представитель "Газпрома" на запрос РБК не ответил.

Сейчас на рынке около 38 тыс. газовых цистерн. У "СГ-транса" в собственности 13 тыс. цистерн, а с учетом лизинговых - 17 тыс. единиц (44,7% от общего парка), у "Газпромтранса" - 8,3 тыс. единиц (22%). Таким образом, если сделка произойдет, две аффилированные компании будут контролировать более 65% парка газовых цистерн. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заявили, что от компаний ходатайств о создании СП не получали.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2017 году ставка аренды на газовые цистерны составляет 1600-1700 руб. в сутки. Исходя из этого показателя, годовой объем рынка перевозок в газовых цистернах в России оценивается в 22-24 млрд руб.

По словам источника в консалтинговой компании, "Газпромтранс" в основном перевозил грузы группы "Газпром", "СГ-транс" имеет широкий круг клиентов, в том числе "Башнефть" и "Сибур". На сайте "СГ-транса" среди клиентов также указаны "Татнефть" и ТАИФ. По данным руководителя информационно-аналитического центра "Рупек" Андрея Костина, по итогам 2016 года объем производства СУГов в России составил 12 млн т, из которых 6 млн т было экспортировано по железной дороге.

Источник в одной из компаний - участниц обсуждающейся сделки говорит, что создание СП скорее направлено на исправление ситуации с нефтебензиновыми цистернами, рынок которых сейчас находится в плохом состоянии из-за низких ставок. В случае объединения парков компания сможет конкурировать с более крупными игроками, говорит собеседник РБК. У "СГ-транса" и "Газпромтранса" примерно по 8 тыс. таких цистерн, знает источник РБК.

Основным клиентом "СГ-транса" по нефтеналивным грузам была "Башнефть". После того как нефтяная компания перешла под контроль "Роснефти", "СГ-транс" не смог найти нового клиента и передал почти весь парк, более 7 тыс. нефтебензиновых цистерн, в управление "Трансойлу", писал "Коммерсантъ".

Как отмечает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, рынок перевозок СУГов относительно стабилен, потому что здесь ограниченное количество игроков и долгосрочные контракты, поэтому вряд ли у "СГ-транса" и "Газпромтранса" есть цель занять доминирующее положение на рынке. По его словам, смысл такого СП может быть в создании синергии за счет более эффективного использования парка и снижения расходов на подвижной состав.

Знакомый с условиями контрактов "СГ-транса" с крупными клиентами источник сообщил РБК, что у "Сибура" долгосрочные контракты на перевозки СУГов. По его словам, "СГ-транс" не инициировал переговоров о пересмотре цен на перевозки грузов.

Компания, владеющая собственным парком цистерн, не примет повышения цен, если оно будет после создания СП с "Газпромтрансом", сказал собеседник РБК. Официальный представитель "Сибура" от комментариев отказался.

"Газпром" не может продать "Газпромтранс" из соображений транспортной безопасности, говорит глава "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. Поэтому создание совместного предприятия, по его мнению, - это хорошее решение, чтобы, с одной стороны, получить деньги, компетенции и при этом снизить риски.

В секторе нефтебензиновых цистерн создание СП может помочь компаниям лишь в краткосрочной перспективе, например с привлечением финансирования, но в целом не изменит ситуацию на рынке, потому что глобальные негативные факторы остаются, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Во-первых, налоговый маневр привел к снижению выпуска темных нефтепродуктов, традиционно экспортирующихся железной дорогой, а во-вторых, идет интенсивное развитие нефтепродуктопроводов, которые также забирают грузы у РЖД. "Транснефть" в 2018 году завершит проект "Север" - трубопровод в Приморск, который увеличит объем прокачки с 16,7 млн до 25 млн т, а также проект "Юг" - трубопровод до Новороссийска мощностью 6 млн т.

Сейчас Безбородов оценивает ставки аренды нефтебензиновых цистерн на уровне от 600 до 900 руб. в сутки.

Кто владел "СГ-трансом"

В 2012 году, когда государство продавало 100% "СГ-транса", ФАС запрещала "Газпрому" участвовать в торгах, потому что на долю объединенных компаний пришлось бы 80% рынка.

Тогда актив купила АФК "Система" Владимира Евтушенкова за 22,77 млрд руб. Затем "Система" в течение нескольких лет сократила свою долю в "СГ-трансе" до 50%. Остальные 50% принадлежит "Вектор рейлу" Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых.

В 2016 году "Система" продала оставшиеся 50% за 6 млрд руб. По данным источников РБК в "СГ-трансе", эту долю приобрела компания, аффилированная с сенатором Александром Бабаковым. Он отказался комментировать планы "СГ-транса".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК10.10.2017