29-10-18 / 2018
Новости отрасли
«Газпром» отгрузит убытки

Железную дорогу в Сабетту придется построить "Газпрому", РЖД и "Новатэку" - во исполнение плана Владимира Путина развивать Арктику

Президент Владимир Путин год назад говорил, что уже 10% ВВП России приносят предприятия, работающие в Арктике. Возможно, поэтому правительство думает перезапустить один из крупнейших транспортных проектов - самую северную в России железную дорогу к порту Сабетта.

Чтобы построить эту дорогу, ее передадут на федеральный уровень - федеральный бюджет подстрахует инвесторов, рассказали чиновник и три участника переговоров: концессионное соглашение подпишут с "Газпромом" (либо с его "дочкой" "Газпромтранс") и РЖД. Переговоры об участии в проектной компании идут и с "Новатэком", знают три участника обсуждений, но он согласия пока не дал. Представители РЖД и "Газпрома" отказались от комментариев, "Новатэк" не ответил на запрос.

Обсуждение проекта началось в августе на совещании у вице-премьера Максима Акимова, говорят три собеседника "Ведомостей", а представитель Акимова это подтверждает: инициативу проявил Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Теперь ЯНАО, РЖД и Минтранс должны представить технико-экономическое обоснование проекта, говорит представитель Акимова.

Представитель Минтранса сообщил, что проект в проработке. "Вопрос, получит ли проект федеральные деньги, - даже если в план магистральной инфраструктуры он не включен, его могут добавить", - говорит человек, близкий к Минтрансу.

Дорога нужна, чтобы обеспечить доставку грузов к местам добычи - до 2035 г. инвестиции в освоение Ямала и соседнего полуострова Гыдан составят, по данным правительства ЯНАО, 7 трлн руб., - а также переместить грузы с Северного широтного хода, вдоль которого расположено два десятка нефтяных и газовых месторождений, к Северному морскому пути.

Официальную заявку в правительство-частную инициативу - консорциум инвесторов может подать в первой половине 2019 г., знает участник совещания.

Сейчас действует соглашение о государственно-частном партнерстве в строительстве этой дороги от 2015 г., инвестор - компания "ВИС "Трансстрой", закончить работу она должна была в 2019 г., но пока даже не начинала. Это нормально, соглашение продлено, достроить дорогу нужно к 2022 г., говорит представитель ВИС.

Это соглашение может быть расторгнуто, считает чиновник и подтверждает участник переговоров, по нему дорога осталась бы в собственности инвесторов, а по новому соглашению будет у государства.

Целью соглашения от 2015 г. была проработка проекта, анализ показал, что лучше всего федеральная концессия, говорит замгубернатора ЯНАО Александр Калинин. Новое соглашение разрабатывается, готово технико-экономическое обоснование, идут переговоры с участниками, сообщает представитель губернатора ЯНАО. С переходом проекта в статус федерального может потребоваться иная конфигурация участников, соглашается представитель группы ВИС: "Решения принимаются на государственном уровне и однозначно будут нами поддержаны".

Новое соглашение должно резко сократить расходы на строительство: прежде дорога стоила свыше 113 млрд руб. в ценах прошлых лет, рассказывает участник переговоров, сейчас это было бы 176 млрд, в ценах лет строительства хватит 115 млрд. Дорога обойдется в 113- 115 млрд руб., подтверждает еще один человек, знакомый с ходом переговоров. Экономию дадут новые проектные решения, обещают два участника переговоров: дорога будет однопутной, без насыпи под второй путь. Пропускная способность составит 8-10 млн т в год, говорит представитель губернатора.

Участие "Газпрома" в концессии логично: компания уже строила участок Обская - Бованенково-Карская с применением технологий для вечной мерзлоты. Компания хотела продать дорогу РЖД, договориться о сделке в 2009 г. поручал тогдашний премьер-министр Путин. Но покупать тупиковую ветку за 130 млрд руб. - так ее оценил "Газпром" - РЖД отказалась. "Газпром" несет убытки: одна амортизация обходится в 4,5 млрд руб. в год, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров, операционные расходы - еще 1,3 млрд руб. в год. Рассматривается вариант, что ветку Обская - Бованенково-Карская выкупит у "Газпрома" концессионер, знают участники переговоров.

Фактически сценарий выкупа действующей линии для "Газпрома" оптимален: он позволяет продать проблемный актив по балансовой стоимости, но большую часть средств компания, вероятно, должна будет реинвестировать в строительство новых участков, предполагает Бурмистров. "Балансовая стоимость Обской - Бованенково такова, что может дать "Газпрому" контрольный пакет в концессии, возможность перераспределить с другими участниками соглашения расходы на содержание линии и переложить на государство риски, связанные с убытками", - предполагает Бурмистров.

"Новатэк" же, продолжает он, будет стараться минимизировать свою долю в концессии, потому что пропорционально ее размеру может быть вынужден финансировать выкуп у "Газпрома" действующей ветки и нести расходы на содержание убыточной инфраструктуры.

"Новатэку" нет необходимости отгружать продукцию в направлении Обской, напоминает эксперт: "Компания фактически будет вынуждена финансировать дорогу за 100 млрд руб., которую будет использовать "Газпром" для доставки строительных грузов на Ямал и газового конденсата в Сабетту".

Главным бенефициаром этого проекта мог бы стать "Газпром" - и расстающийся с убыточным активом, и получающий возможность использовать Северный морской путь, например, для вывоза конденсата, соглашается директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Логика "Газпрома" понятна - оптимизировать программу капитальных вложений, которая в 2018-2019 гг. достигнет пика. "Новатэку" проект, видимо, будет менее интересен - ему хватает его экспортных мощностей", - объясняет он. Но Северный морской путь - стратегический федеральный проект, от участия в котором, возможно, "Новатэку" не так просто отказаться, допускает Маринченко, так же как, видимо, не получится отказаться от заказа танкеров на Дальнем Востоке. "Но ведь и "Новатэк" немало получает от государства - "Ямал СПГ" вряд ли состоялся бы без помощи государства, инфраструктурной и лоббистской, на переговорах с иностранными партнерами", - заключает Маринченко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости29.10.2018