14-02-11 / 2011
Новости отрасли
Газета Гудок представляет первый в России Индекс-прогноз грузовой базы

С сентября 2009 года «Гудок» рассчитывает КАРГО-индекс, позволяющий анализировать состояние и тенденции реального сектора экономики через призму транспорта. Но анализ изменений постфактум не даёт полной картины происходящего. Учитывая это, мы разработали новый показатель – Индекс-прогноз грузовой базы российских железных дорог. Он показывает, как в краткосрочной перспективе изменения в реальном секторе могут отразиться на грузовой базе.

Методология расчета нового показателя аналогична успешно используемой при вычислениях КАРГО-индекса. В расчетную базу нового индикатора входят восемь репрезентативных грузов (около 80% общего объема погрузки). В качестве ежемесячно пересматриваемого весового коэффициента каждого груза используются математические прогнозы по его доле в общей погрузке.

Переменной величиной выступают прогнозные данные по производству промышленной продукции, соответствующей каждому грузу. "Пару" нефтяным грузам составляет первичная переработка нефти, черным металлам - сталь, лесным грузам - пиломатериалы, строительным грузам - сборные железобетонные конструкции и изделия. У остальных четырех грузов - каменного угля, удобрений, цемента и железной руды - в номенклатуре промышленного производства есть "полные тезки". Данные по ним берутся из базы прогнозов Института экономики РАН.

При расчетах мы используем физические величины (тонны, метры), что обеспечивает большую точность. Эти данные пересчитываются в проценты (за базовое значение - 100% - принимаются последние официальные данные Росстата по фактическому производству). В целом Индекс-прогноз представляет собой сумму прогнозов по производству ключевых грузов с учетом их значимости в общем объеме погрузки железных дорог, соотнесенных с последним отчетным месяцем.

Сейчас базовым месяцем для расчета Индекс-прогноза является декабрь 2010 года - это последний месяц, по которому есть данные Росстата. Расчет показателя от декабрьских значений дает возможность проверить точность январского прогноза, ведь фактическая погрузка за этот месяц уже известна. Согласно ему, в первом месяце нового года грузовая база могла снизиться по сравнению с декабрем 2010-го на 3,2% (значение Индекс-прогноза - 96,8%). По факту она уменьшилась на 3,3% (96,7%). Таким образом, ошибка нашего прогноза составила 0,1%, что находится в рамках статистической погрешности.

В феврале ожидается еще большее снижение грузовой базы - на 4,7% (значение Индекс-прогноза - 95,3%), что вызвано меньшей продолжительностью месяца. Согласно прогнозам Института экономики РАН, в феврале ожидается небольшое увеличение объемов производства двух из восьми входящих в расчетную базу показателей товаров: железной руды и минеральных удобрений, по остальным шести прогнозируется снижение.

В марте грузовая база российских железных дорог по сравнению с декабрем 2010 года может продемонстрировать рост на 3,4% (значение Индекс-прогноза - 103,4%). В связи с подготовкой к весеннему севу ожидается увеличение производства удобрений. Также в это время традиционно начинается активизация в строительной индустрии, благодаря чему может увеличиться производство цемента и железобетонных конструкций. Также будут расти добыча железной руды, производство пиломатериалов, стали и первичная переработка нефти. Из-за сокращения спроса на каменный уголь, которое традиционно наблюдается в марте - мае, можно ждать снижения его добычи. В апреле прогнозируется снижение грузовой базы на 2,6% (значение Индекс-прогноза - 97,4%). Такое уменьшение будет вызвано продолжающимся сокращением добычи угля. Также уменьшатся выпуск сборных железобетонных конструкций и изделий и первичная переработка нефти.

Одновременно с этим будет увеличиваться производство цемента, железной руды и минеральных удобрений. Выпуск стали будет на том же уровне, что и в декабре 2010 года.

Отметим, что прогнозные значения грузовой базы совпадают с исторически сложившейся динамикой ее изменений. В феврале и апреле докризисных лет традиционно отмечалось падение погрузки по сравнению с декабрем предыдущего года, а в марте фиксировался рост. За два посткризисных года динамика немного изменилась, что было вызвано процессами восстановления экономики. В 2009-2010 годах погрузка снижалась лишь в феврале, а в первые два весенних месяца наблюдался ее рост, причем его темпы в апреле были несколько ниже, чем в марте.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.02.11На шаг впереди