16-06-14 / 2014
Новости отрасли
Газа хватит на всех

Железнодорожные перевозки суг растут даже во время спада на транспортном рынке.

Рост газодобычи и увеличение спроса на сжиженные углеводородные газы со стороны химической промышленности стимулируют их перевозку по железной дороге. Крупнейшие железнодорожные операторы стабильно показывают прирост объемов. Так, в прошлом году, по данным ЦДУ ТЭК, валовое производство СУГ выросло на 6%, до 22,5 млн тонн. Железнодорожные перевозки при этом увеличились на 10%, до 18,5 млн тонн, из которых 6,3 млн тонн составил экспорт.

Перспективы рынка перевозок СУГ, по мнению его участников, в текущем году выглядят вполне благоприятно. Позитивная динамика обусловлена вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей и увеличением спроса на продукцию нефтехимии.

Сжиженные углеводородные газы, получаемые после переработки попутного нефтяного газа (ПНГ), имеют большую номенклатуру. Наиболее массовым видом СУГ является группа топливных газов — пропан, бутан и их смеси. Они идут для отопления в коммунальном секторе, а также в качестве топлива для автомобилей. Еще одним видом СУГ являются газы, используемые как сырье для нефтехимии, — это различные производные бутана. Фактически рынок СУГ делится на топливный и нефтехимический.

По данным компании "Брансвик Рэйл", объем производства пропана и бутана в прошлом году составил 12,2 млн тонн, что на 3,5% выше показателей 2012 года. Основными производителями являются "Тобольск-Нефтехим" ("СИБУР"), "Нижнекамскнефтехим" (ГК "ТАИФ") и заводы "Газпрома" в Оренбурге и Сургуте.

Лидером на рынке производства СУГ в России является "СИБУР", который управляет крупнейшим газоперерабатывающим бизнесом в России. Компания работает на 27 производственных площадках, расположенных в различных регионах России. Часть ее сырья переходит в нефтехимический сегмент компании, оставшийся газ идет на продажу. Практически весь объем СУГ компания перевозит по железной дороге. В прошлом году объем производства СУГ в "СИБУРе" составил свыше 7 млн тонн, объем реализации при этом вырос на 6,2% — до 4 млн тонн, из которых 1 млн тонн пошло для внутреннего потребления, остальное — на продажу. Примерно половину всего реализуемого СУГ составил экспорт. Напомним, что холдинг в прошлом году запустил терминал в Усть-Луге мощностью 1,5 млн тонн СУГ в год. В настоящее время через него экспортируется около 1,2 млн твг.

Еще одной крупнейшей компанией на рынке производства СУГ является "Газпром". Через свою "дочку" "Газэнергосеть" компания в прошлом году реализовала примерно 3 млн тонн СУГ.

"НОВАТЭК" в 2013 году продал 1,1 млн тонн СУГ. Весь объем был перевезен железнодорожным транспортом, для чего использовалось 3,4 тыс. цистерн. Примерно 600 тыс. тонн СУГ было экспортировано в Польшу, Литву, Венгрию, Румынию, Словакию и Финляндию.

Помимо лидеров рынка переработкой попутного нефтяного газа также занимаются практически все энергетические компании: "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Нижнекамскнефтехим", "Башнефть" и другие.

Железнодорожные операторы

СУГ возят как в вагонах-цистернах, так и в танк-контейнерах. Количество газовых цистерн на сети в прошлом году составило 38 тыс. единиц, танк-контейнеров — около 3 тысяч.

Стоит отметить, что объемы транспортировки грузов на сети железных дорог в 2013 году снизились на 2,8% по сравнению с 2012 годом, в то же время перевозка СУГ — один из немногих сегментов, сохранивших положительную динамику.

Рынок железнодорожных перевозок СУГ делят следующие компании: "СГ-Транс" с долей 29%, "СИБУР- Транс" — 20%, "Газпромтранс" — 13%, "Спецэнерготранс" — 9%, "ЛУКОЙЛ- Транс" — 4% и другие, более мелкие участники рынка.

Как рассказали "Транспорту" в "СГ-Трансе" (владеют АФК "Система" и Unirail Holdings), объем перевозок СУГ компанией в прошлом году составил 5,2 млн тонн, незначительно увеличившись по сравнению с 2012 годом. Рост объемов произошел благодаря пополнению парка техники — в настоящее время количество цистерн для перевозки СУГ превышает 17 тыс. штук, это примерно 40% всех цистерн для СУГ в стране. Также у компании выросло на 37% среднее количество груженых рейсов и на 2% средняя дальность груженого рейса.

Клиенты "СГ-Транс" — "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "НОВА- ТЭК", "Трансойл", "Татнефть", "СИБУР", "САНОРС", "Нижнекамск-нефтехим", "Казаньоргсинтез", "Башнефть" и другие компании. Средний срок клиентских договоров составляет 8 лет, причем контракты предусматривают не только транспортировку грузов, но и полный объем работ по подготовке цистерн под налив, а также сотрудничество в построении логистики перевозок.

Еще одним заметным игроком рынка железнодорожных перевозок СУГ является "Спецтрансгарант" (СТГ, входит в ГК Rail Garant) — это первая компания на пространстве бывшего Советского Союза, начавшая осуществлять перевозку сжиженного углеводородного газа в танк-контейнерах (ТК) в больших объемах. На сегодняшний день парк газовых ТК компании составляет 1608 штук — больше половины всего парка ТК в России. Как рассказали "Транспорту" в компании, в текущем году планируется увеличить парк танк-контейнеров еще на 50-70 единиц, что обусловлено увеличением потребностей в перевозках основных грузоотправителей. "При этом в самостоятельном оперировании у нас находится не более 200 контейнеров, остальные сданы в долгосрочную аренду", — пояснили в "Спецтрансгаранте". По итогам 2013 года объем перевозок СТГ составил 15 тыс. тонн СУГ, в первом квартале 2014 года — 4,8 тыс. тонн. В текущем году компания ожидает увеличения объема перевозок сжиженных газов до 30%. Основными грузоотправителями СУГ в танк-контейнерах на сегодняшний день являются "Роснефть", для которой перевозятся амины, и "СИБУР" — проект по перевозке бутадиена 1,3.

Напомним, что в ноябре 2013 года "СИБУР" продал свой парк вагонов-цистерн для СУГ в количестве 4,4 тыс. штук транспортному холдингу Rail Garant. Сумма сделки составила 11,5 млрд рублей. По условиям соглашения весь парк остался в управлении "СИБУР-Транса". Комментируя сделку, в "СИБУРе" отмечали, что таким образом компании удалось вернуть инвестиции в создание вагонного парка и при этом сохранить возможность осуществлять гарантированные перевозки собственной продукции в необходимых объемах. Rail Garant же благодаря сделке стал крупным игроком на рынке перевозок СУГ (см. "Гораздо лучше..." в "Транспорте" № 12, 2013 г.).

В настоящее время через терминал в Усть-Луге экспортируется около 1,2 млн твг СУГ

Как рассказали "Транспорту" в "СИБУР-Трансе", подвижной парк компании составляет 15 тыс. вагонов-цистерн для перевозки СУГ, в том числе 4,6 тыс. собственных и 10 тыс. арендованных и привлеченных. Также в собственности, аренде и управлении находится 2061 танк- контейнер для перевозки СУГ. Объем перевозок компании в 2013 году составил 6,3 млн тонн — это 88% всех перевезенных СУГ "СИБУРа". Отметим, что "СИБУР-Транс" — это кэптивная компания, транспортирующая грузы исключительно материнского холдинга.

Стоит также упомянуть, что холдинг последовательно избавляется от всех непрофильных активов. Так, в мае компания продала свой новый терминал в Усть-Луге консорциуму инвесторов, в который вошли Российский фонд прямых инвестиций

(РФПИ), зарубежные инвесторы и Газпромбанк. Сумма сделки составила более $700 млн, затраты на терминал — 23 млрд рублей. В соответствии с договоренностями "СИБУР" будет иметь эксклюзивные права на использование 100% мощностей терминала. По словам генерального директора компании Дмитрия Конова, в результате сделки удастся вернуть инвестиции в проект, получая взамен долгосрочные гарантии по использованию мощностей.

Текущие тенденции

По данным участников рынка, за последние несколько лет объем перевозок сжиженных газов в России планомерно увеличивался. Причиной этому стало постановление правительства, согласно которому показатель сжигания ПНГ был установлен в размере не более 5% объема добы того газа. При этом с введением в эксплуатацию терминала в Усть-Луге увеличился экспорт сжиженного газа. Тенденцией же последнего года стало перераспределение объемов перевозок между автомобильным и железнодорожным транспортом. "Повышение железнодорожных тарифов на перевозку СУГ и увеличение сроков поставки ввиду недостаточного развития инфраструктуры и отсутствия локомотивной тяги в необходимом количестве приводят к тому, что сегодня транспортировка СУГ в танк-контейнерах автомобильным транспортом экономически выгоднее и эффективнее, чем по железной дороге. Если раньше автомобильный транспорт применялся только при перевозках на расстояния до 500 км, то сейчас это расстояние увеличилось вдвое — до 1000 км", — рассказали в СТГ.

При этом перевозить газ по железной дороге по-прежнему выгодней в вагонах-цистернах, чем в контейнерах. В результате газовые танк-контейнеры используются в основном в тех случаях, когда нет возможности организовать транспортировку в цистернах, то есть подать цистерны напрямую под эстакаду налива. Данную схему, например, применяет "СИБУР Холдинг", используя танк-контейнеры "Спецтрансгаранта". По словам управляющего директора СТГ Марии Суриной, сегодня газовые танк-контейнеры используются в основном в тех случаях, когда нет возможности организовать транспортировку в цистернах, то есть если пункт назначения или отправления — это отдаленный район, где отсутствует железнодорожное сообщение. "Такая ситуация сложилась в первую очередь из-за высоких тарифов на перевозку СУГ в танк-контейнерах по железной дороге. Дать толчок развитию этого сегмента можно путем регулирования тарифов, сопоставив их со ставками на перевозку в цистерне", — считает эксперт.

Кроме того, в начале года заметно растет экспорт СУГ. Так, согласно аналитикам Reuters, экспорт СУГ из России в апреле 2014 года вырос в посуточном выражении на 10,3% по сравнению с мартом — до 535,8 тонны. Согласно статданным и расчетам агентства, объем экспорта СУГ из РФ в страны дальнего зарубежья увеличился на 9,9% относительно марта — до 490,9 тонны, в страны СНГ и Балтии — на 15,1%, до 45 тонн. При этом отгрузки российского СУГ через морские порты РФ, стран СНГ и Балтии составили 55% общего объема экспорта. На долю поставок СУГ через сухопутные железнодорожные погранпереходы пришлось 45%. Крупнейшими странами — импортерами российских сырья, на долю которых пришлось около 65% экспорта, стали Турция (31,6% общего объема экспорта СУГ), Финляндия (14,8%), Польша (12,5%) и Венгрия (6,0%). Экспорт СУГ в Турцию из России в апреле составил 169,3 тонны, в том числе пропановой фракции — 62,2 тонны, бутановой фракции — 61,2 тонны, изобутана — 16,3 тонны, СПБТ — 12,72 тонны, пропана технического — 8,8 тонны и бутана технического — 8 тонн.

Крупнейшими компаниями-экспортерами СУГ из России в апреле, на долю которых пришлось более 87% экспорта, стали "СИБУР" — 264,5 тонны, или 49,4% общего объема экспорта СУГ, "Самаранефтеоргсинтез" — 44,9 тонны, или 8,4%, "Газпром" — 41,2 тонны, или 7,7%, "НОВАТЭК" — 32,9 тонны, или 6,1%, "ЛУКОЙЛ" — 31 тонна, или 5,8%, "Роснефть" — 30,4 тонны, или 5,7%, и "Татнефть" — 22,9 тонны, или 4,3%.

Основными видами СУГ в прошлом месяце, на долю которых пришлось более 88% экспорта, стали: бутановая фракция — 33,6% общего объема экспорта СУГ (179,8 тонны), пропановая фракция — 29,7% (159 тонн); СПБТ — 25,2% (134,7 тонны). Эксперты обращают внимание, что экспортеры СУГ с 21 марта прекратили сухопутные отгрузки газа в Керчь через территорию Украины (погранпереход Соловей—Тополи) и перенаправили экспортные объемы продукта на другие терминалы Украины и в прочие страны. В целом рост объемов экспорта СУГ связан со снижением экспортной пошлины и ростом спроса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт16.06.2014