21-10-17 / 2017
Новости отрасли
Гармонизация планов

Развитие Улан-Баторской железной дороги приведут в соответствие со стратегией ОАО "РЖД".

Планы модернизации и расширения железных дорог Монголии, которые находятся в доверительном управлении ОАО "РЖД" с 2009 года, будут скорректированы с учетом развития российской железнодорожной сети. Как сообщили "Гудку" в Институте экономики и развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД", их необходимо согласовать с транзитными возможностями России и расширением экспорта монгольской продукции в другие государства.

Еще в начале 2017 года монгольская сторона подготовила программу развития АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД) сроком до 2030 года. Она разделена на три этапа: до 2020 года, до 2025-го и до 2030 года.

В свою очередь, она же состоит и из трех вариантов: пессимистического, реалистического и оптимистического. Как пояснил руководитель УБЖД Ендон Манлайбаяр, согласно первому, к 2030 году объем перевозок составит порядка 78 млн тонн, второму – 48 млн тонн, третьему – 34 млн тонн. Из всех этих объемов более половины – транзит. В зависимости от того варианта развития, что выберет монгольское правительство, потребуется вложить 110, 80 или 50 млрд российских рублей соответственно. Развитие необходимо, поскольку по итогам этого года объем перевозок по железным дорогам Монголии составит порядка 22 млн тонн, в то время как общая пропускная способность сети оценивается в 25 млн тонн.

По мнению монгольского руководства, которое на Восточном экономическом форуме в сентябре этого года озвучил министр развития дорог и транспорта Дангаагийн Ганбат, особое внимание необходимо обратить на развитие центрального и северного транзитного коридоров, которые ведут в Россию. Центральный коридор – это направление Улан-Удэ – Наушки – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Дзамын-Ууд – Эрлянь. В РЖД полагают, что этим направлением и нужно заниматься безотлагательно.

Однако монгольское руководство рассчитывает и на строительство северного коридора, который предполагает строительство 560-километрового участка Эрдэнэт – Оовот. Предполагается, что он дойдет по погранперехода Цаган-Толгой на границе с Россией, а наша страна соединит его с железной дорогой Кызыл – Курагино и Элегестским угольным месторождением, что позволит перевозить российский уголь в Китай по новому маршруту. По строительству участка уже заключен концессионный договор с австралийской Northern Railways.

Однако РЖД планируют экспортировать элегестский уголь на восток по своей территории, для чего модернизируют участок Междуреченск – Тайшет.

Кроме того, недавно появилась возможность экспортировать монгольский уголь в восточные порты России по российской территории, о чем президент Монголии Халтмаагийн Баттулга в сентябре договорился с руководством российской транспортной отрасли. Это также должно найти отражение в стратегии РЖД.

Еще один момент, который требует четкого решения, – размер железнодорожной колеи в тех проектах, которые предполагают вывоз угля и полезных ископаемых с юга Монголии прямо в Китай. Китайские инвесторы настаивают на ширине 1435 мм, указывая, что это экономически выгоднее. Другая колея и новые маршруты неизбежно повлияют на экономику УБЖД и перспективы грузовой базы в стране. Дангаагийн Ганбат говорит, что пока окончательного решения по колее и этим проектам не принято.

С 2009 года ОАО "РЖД" осуществляет доверительное управление российским пакетом акций АО "УБЖД". При участии специалистов ОАО "РЖД" удалось вывести АО "УБЖД" из кризиса и стабилизировать его финансовое положение. Объем грузов, который перевозится сейчас по монгольским железным дорогам, за это время вырос в пять раз.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.10.2017