14-08-19 / 2019
Новости отрасли
Гарантии качества

Олеся Ваганова, начальник нормативно-методологического отдела Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры. Перед нами стоит задача достичь равноресурсности конструкции верхнего строения пути. Это позволит улучшить состояние инфраструктуры. Для ее выполнения необходимо обеспечить межремонтный ресурс всех элементов верхнего строения пути (ВСП), рассчитанный на пропуск не менее 1,4 млрд тонн брутто.

Важнейший элемент верхнего строения пути – рельсы. Компания стремится к повышению ответственности производителей и поставщиков продукции. Важна замена за счет производителя элементов ВСП, вышедших из строя в период гарантии. Ужесточение ответственности производителей позволит повысить безопасность движения и сократить расходы на текущее содержание пути.

Срок службы рельсов – один из определяющих показателей при создании ремонтных схем. В 2016 году внедрен ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия" и введены распоряжения РЖД по условиям гарантии на рельсы. Это позволило увеличить период гарантийной ответственности производителя с 450 до 700 млн тонн брутто. Заводы-изготовители вышли с предложением увеличить гарантийный срок до 900 млн тонн брутто, а мы заинтересованы в показателе 1200–1400. Работа продолжается.

Среднесетевые затраты по содержанию 1 км пути составляют сегодня более 1 млн руб. в год. Внедрение ремонтной схемы с пропущенным тоннажем 1,4 млрд тонн брутто между капитальными ремонтами позволит более чем на 10% сократить стоимость жизненного цикла километра пути.

РЖД в 2017 году утверждены документы, установившие гарантийный срок службы элементов узла скрепления не менее 700 млн тонн брутто на прямых участках пути. Эти параметры включаются в договоры поставки материалов ВСП. В этом году перерабатывается ГОСТ 32698–2014 "Скрепление рельсовое промежуточное железнодорожного пути. Требования безопасности и методы контроля". Вносятся изменения, предусматривающие повышение требований к рельсовым скреплениям для увеличения их ресурса.

Совместно с АО "ВНИИЖТ", РУТ (МИИТ) и АО "БЭТ" проведена работа по усовершенствованию требований к изготовлению и конструктиву типов шпал. В технические условия (ТУ) на железобетонные шпалы внесено требование повышения гарантийных обязательств производителя с 450 до 700 млн тонн брутто. В новом исполнении ТУ учтены изменения по обязательному армированию торцевой части железобетонной шпалы и дюбельной зоны; снижению температуры тепловлажностной обработки до 50 градусов с нынешних 80 (чем ниже температура пропаривания, тем выше прочность бетона); повышению класса бетона, его марки по морозостойкости и водонепроницаемости с F200 до F300. В 2019 году планируется завершить работу по актуализации ГОСТ 33320-2015 "Шпалы железобетонные для железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия", чтобы увеличить гарантийный срок эксплуатации до 700 млн тонн брутто пропущенного тоннажа.

Опубликованная Росжелдорснабом конкурсная документация на право заключения договоров поставки железобетонных шпал и брусьев в период 2020–2025 годов предусматривает закупку этой продукции только модернизированного исполнения. Таким образом, на сегодняшний день рельсы, железобетонные шпалы, промежуточные рельсовые скрепления имеют одинаковый гарантийный ресурс.

В 2017 году РЖД утвердили условия гарантии качества на стрелочную продукцию и порядок рекламационно-претензионной работы. Гарантийные сроки эксплуатации элементов стрелочного перевода были увеличены в среднем на 20%. (Согласно нормативным документам на каждый элемент стрелочного перевода устанавливается свой срок гарантии.) Наиболее изнашиваемые элементы стрелочных переводов – рабочие поверхности остряка, рамного рельса, контррельса, поверхность катания литых усовиков и сердечника крестовины. В связи с экстремальными условиями эксплуатации к этим металлическим элементам стрелочного перевода сейчас невозможно предъявить требования, идентичные требованиям к рельсам в прямом участке пути.

Проводятся испытания и сертификация инновационных переводов, которые заменят типовые переводы проектов 2750 и 2768 в условиях тяжеловесного движения. Новосибирский и Муромский стрелочные заводы разработали проекты стрелочных переводов с повышенным ресурсом, по геометрическим параметрам взаимозаменяемые с наиболее распространенным на главных путях проектом 2750.

Для подтверждения нормативного ресурса до 500 млн тонн брутто уложены в подконтрольную эксплуатацию два инновационных стрелочных перевода. Их ввод в промышленную эксплуатацию позволит приблизить к общей равноресурсности и этот элемент ВСП.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.08.2019