26-11-15 / 2015
Новости отрасли
Гарант стабильности

Перевозки угля растут год от года

Увеличение объемов перевозки самого распространенного на железной дороге груза (погрузка угля на сети РЖД с января по сентябрь прибавила 2% к аналогичному периоду прошлого года, составив 234,2 млн тонн) связано с ростом добычи на предприятиях Сибири и Дальнего Востока, а также с переходом ряда российских регионов на угольную генерацию. По мнению представителей РЖД, в будущем положительная динамика в погрузке угля сохранится и уже сейчас необходимо модернизировать железнодорожную инфраструктуру, чтобы суметь вовремя вывезти всю продукцию горняков.

Добыча угля в России, по прогнозам Министерства экономического развития, в нынешнем году увеличится на 2,5%, до 365 млн тонн. По данным Рос- стата, за девять месяцев текущего года она составила 267 млн тонн, что на 5,4% больше уровня 2014 года. Лидирующие позиции по приросту добычи показали Южно-Якутский угольный бассейн (+27,4%), Печорский (+37,4%) и Канско-Ачинский (+14,7%) бассейны. В Кузбассе в нынешнем году наблюдается снижение темпов роста добычи угля. В частности, с января по сентябрь там извлекли на-гора 155,2 млн тонн, что всего на 0,2% больше уровня 2014 года.

Крупнейшая угольная компания страны СУЭК в январе-сентябре добыла 68,4 млн тонн. Реализация СУЭК в текущем году прибавила 8%, увеличившись до 70,9 млн тонн, из которых российским потребителям было отгружено 36,3 млн тонн (+14%), на экспорт ушло 34,6 млн тонн (+7%). Поставки осуществлялись в Японию, Китай, Южную Корею, Нидерланды, Тайвань, Индию, Великобританию и Германию.

Занимающая вторую строчку национального угольного рейтинга компания "Кузбассразрезуголь" (входит в "УГМК-Холдинг") увеличила добычу на 1% - до 32,9 млн тонн. Потребителям с начала года было отгружено 30,8 млн тонн, в том числе на экспорт - 22,2 млн тонн.

Увеличить реализацию угля в текущем году смогли не только компании, работающие с энергетическими сортами, но и "Мечел", в основе добычи которого лежит коксующийся уголь. Компания, ведущая разработку крупнейшего в стране Эльгинского месторождения коксующегося угля в Якутии, в августе заключила трехлетний контракт с японской сталелитейной фирмой Japan Future Enterprise Steel (JFE Steel) на поставку до 1 млн тонн сырья в год. Уголь будет отгружаться с Нерюнгринского, а также с Эльгинского месторождений. По данным "Мечела", в текущем году на них будет добыто 9 и 4 млн тонн угля соответственно.

Основной тенденцией угольного рынка в 2015 году стало оживление внутреннего спроса и снижение экспорта. При этом внутреннее потребление угля росло на фоне его подорожания. Так, в первой половине 2015 года цена энергетического угля в России поднялась на 11,1%, а коксующегося - на 41,2%. И все же многие российские регионы перестраивали свои ТЭС под каменное топливо, уходя от использования более дешевого и экологичного природного газа. Эксперты это связывают с будущим ростом цен на газ (после того как правительство отменит госрегулирование тарифов), а также с увеличением потребления угля в угледо- бывающих регионах страны (в этом случае не нужно тратить больших средств на доставку).

По рельсам

Самыми быстрыми темпами в текущем году прибавляла погрузка угля на Дальнем Востоке. С января по сентябрь Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) увеличила погрузку каменного топлива на 23,2%, до 15,1 млн тонн. Практически не уступали Дальнему Востоку в темпах прироста угля Красноярский край и Республика Хакасия. В частности, Красноярская железная дорога (КрасЖД) нарастила погрузку угля почти на 20%, до 29 млн тонн. При этом наибольший объем погрузки дороги пришелся на Абаканский регион, где разрабатываются угольные месторождения компании "СУЭК-Хакасия" и "Русский уголь". Северная железная дорога (СЖД), обслуживающая предприятия Печорского угольного бассейна, увеличила объемы погрузки каменного топлива на 19,9%, до 5,8 млн тонн. На ВосточноСибирской железной дороге (ВСЖД), куда отгружают продукцию предприятия компании "Востсибуголь" (входит в En+ Group) и СУЭК погрузка угля выросла на 9,9% - до 1,7 млн тонн. Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) сохранила объемы перевозки угля на уровне прошлого года. В течение первого полугодия здесь наблю дался спад перевозок и только к сентябрю благодаря началу отопительного сезона динамика погрузки угля вышла в плюс. Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) сократила погрузку угля на 2,3% - до 5,6 млн тонн. Крупнейшие клиенты магистрали - компании СУЭК и "Русский уголь".

Сибирский потенциал

Основной причиной прироста угля на сети в нынешнем году железнодорожники называют повышение спроса на каменное топливо из-за обмеления сибирских рек, вследствие чего произошло снижение выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях и возникла необходимость увеличения оборотов угольной генерации. К примеру, в январе погрузка угля на КрасЖД прибавляла почти треть к прошлому году. По итогам первого полугодия прирост составлял 26,4%, что является максимальным показателем для дороги начиная с 2009 года.

На увеличение погрузки угля повлияли также высокие темпы роста добычи каменного топлива в Красноярском крае, Хакасии, Якутии и других угледобывающих регионах страны.

Как отмечают представители крупнейшего в России "Бородинского разреза" (входит в "СУЭК-Крас- ноярск"), в 2015 году суточная от грузка угля превышала уровень 700 вагонов, что значительно больше показателей прошлого года. Компания и дальше собирается наращивать обороты. Для этого даже пришлось расширить парк подвижного состава - помимо собственных полувагонов были привлечены вагоны "Первой грузовой компании" (ПГК) и "Федеральной грузовой компании" (ФГК). В общей сложности один только "Бородинский разрез" в настоящее время отправляет около 20 млн тонн угля в год.

По данным представителей угольной отрасли Красноярского края, объем добычи угля здесь в ближайшие 10 лет увеличится вдвое, следовательно, железная дорога должна быть готова к его приему. Главная задача РЖД - вовремя вывезти всю продукцию.

Правительство Республики Хакасии также официально подтвердило информацию о грандиозных планах угольщиков. Так, в плановый период с 2015 по 2025 год добыча угля в регионе должна увеличиться более чем в два раза и составить примерно 40 млн твг, в том числе на Бейском месторождении - более 22 млн тонн. Цель Республики Хакасия - к 2020 году выйти на второе место среди регионов страны по добыче энергетического угля. По словам главы республики Виктора Зимина, угольный потенциал является историческим шансом для региона. "С предстоящим развитием Бейского каменноугольного месторождения, которое сейчас является самым перспективным по запасам угля в России, республика получает реальную возможность сделать рывок в экономическом, а следовательно, и в социальном развитии", - полагает он.

Отметим, что рядом с Красноярским краем и Хакасией расположена Тува, где на базе Элегестского месторождения происходит формирование угольного кластера общей производительностью 15 млн твг (см., например, "Элегест ждет" в "Транспорте" № 10, 2014 г.). На строительство линии Кызыл-Ку- рагино, соединяющей республику с сетью железных дорог страны, в текущем году из Фонда национального благосостояния было выделено около 85 млрд рублей.

Железнодорожная готовность

Для того чтобы полнее удовлетворить запросы угольных предприятий, в Красноярском филиале РЖД была создана специальная комиссия, на которой представители угольной и железнодорожной отраслей и решают возникающие проблемы. Комиссия оказалась эффективным инструментом сотрудничества и уже принесла результаты. В частности, дорога высвободила мощности стан ции Ташеба под погрузку угля, перенаправив часть грузов на станцию Абакан. Также красноярскими железнодорожниками был проведен успешный эксперимент, подтвердивший возможность увеличения погрузки со станции Черногорские Копи в 1,5 раза - до 500 вагонов в сутки. Там отгружают продукцию "СУЭК-Хакасии". Угольщики, в свою очередь, силами компании "СУЭК- Хакасия" выполнили масштабную реконструкцию железнодорожных станций Карасук и Углесборочная, что дало возможность нарастить объемы транспортировки угля.

Помимо станций сибирские железнодорожники активно реконструируют и железнодорожные участки между ними, а также строят новые линии. Однако здесь уже финансирование работ берет на себя федеральное правительство. Напомним, что модернизация участка железнодорожной магистрали между Междуреченском и Тайшетом протяженностью около 1000 км является частью программы модернизации Восточного полигона Транссиба и БАМа. Ежегодный рост грузооборота здесь составляет свыше 10%. Это направление входит в транспортный коридор "Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел", через который осуществляется экспорт угля из Кемеровской области. До 2019 года в рамках реализации госпрограммы комплексного развития линии Меж- дуреченск-Тайшет предполагается строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах. Общий объем инвестиций оценивается в 41,5 млрд рублей. За минувший год в рамках проекта были построены разъезд Кирба на перегоне Ханкуль-Хоных, сдан в эксплуатацию новый Манский тоннель - самый протяженный на Красноярской магистрали, а также началась реконструкция второго Джебского тоннеля, которую планируется завершить в 2016 году.

По словам начальника КрасЖД Владимира Рейнгарда, сейчас многие участки Южного хода между Между- реченском и Тайшетом однопутны, здесь есть инфраструктурные ограничения, связанные со множеством тоннелей, мостов, искусственных сооружений, сложных по рельефу перегонов, которые нуждаются в реконструкции, так как магистраль была построена 50 лет назад. "У нас в работе находится 12 перегонов, от Курагино до Саянской, где мы строим вторые пути. В следующем году завершим строительство нового приемо-отпра- вочного парка на станции Иланская. Новые тоннели, развязки, обновленные станции, вторые пути - все это позволит нам повысить эффективность пропуска поездопотоков на восток, откроет новые возможности и для формирования грузовой базы, и для перевозок", - говорил глава КрасЖД в одном из своих интервью.

Напомним, что 31 июля была запущена линия Авда-Громадская протяженностью 3,4 км на территории Уярского района Красноярского края, соединившая Транссибирскую магистраль с югом Сибири. Новая линия позволяет перевозить грузы в направлении портов Дальнего Востока в обход неразвитого однопутного участка Саянская-Тайшет.

Китай не принимает

Что касается экспорта угля, то здесь сокращение объемов связано главным образом со снижением импорта со стороны Китая. В текущем году там увеличились объемы собственной добычи, а ввоз угля сократился на 5%, до 2,4 млн тонн. В том числе упал импорт из России. Напомним, что 15 октября 2014 года Китай ввел пошлины на ввоз угля с высоким содержанием серы, в результате чего экспорт из России сократился в два раза. В настоящее время МЭР РФ введет переговоры с КНР об отмене пошлины, но конкретных договоренностей пока нет. Больнее всего пошлины ударили по СУЭК, "Мечелу" и "Распадской", у которых портфель контрактов с КНР был наибольшим.

Помимо снижения импорта со стороны КНР заметных событий на рынках стран, куда продается отечественный уголь, не произошло. Япония, на которую приходится около четверти российского угольного экспорта, по-прежнему наращивает энергетическое сотрудничество с Россией. Европейские страны ввиду дешевизны угольной генерации также продолжают закупать топливо в нашей стране.

Отметим, что, несмотря на снижение объемов экспорта угля из России, его железнодорожные перевозки в российские порты и обратном направлении в текущем году увеличились. По итогам января-сентября 2015 года они прибавили 2%, составив 100,1 млн тонн, из которых 37,1 тыс. тонн (+15,5%) пришлось на импорт. По данным ГВЦ РЖД, объем экспортных перевозок по сети в направлении порта Восточный за 9 месяцев 2015 года составил 22,5 млн тонн (+10,7%).

В порт Ванино было доставлено 16,1 млн тонн (-2,3%), в Усть-Лугу - 13,4 млн тонн (+8,1%), в Ригу (Латвия) - 11 млн тонн (-2,9%). В порт Измаил (Украина) экспортная железнодорожная перевозка угля составила 614 тыс. тонн (+92,4%), в Одессу (Украина) - 373,6 тыс. тонн (рост почти в 9 раз).

Как видно из железнодорожной статистики, наибольшие объемы угля экспортируются через дальневосточные порты. Так, АО "Восточный порт" с января по сентябрь отгрузил на внешние рынки 17,3 млн тонн угольной продукции, что на 5,6% больше уровня прошлого года. "ЕВРАЗ НМТП" в Находке переработал почти 4,4 млн тонн угля. Здесь также отмечается положительная динамика по сравнению с прошлым годом.

Крупнейший российский угольный комплекс на Балтике "Ростерми- налуголь" в Усть-Луге за 9 месяцев текущего года отправил на экспорт около 13 млн тонн, что соответствует уровню прошлого года. "Мурманский морской торговый порт" перевалил свыше 9 млн тонн угля, что значительно больше уровня прошлого года.

ЛИДЕРЫ ТЕ ЖЕ

Крупнейшими угольными железнодорожными операторами в стране являются ФГК (дочерняя структура ОАО "РЖД"), ПГК (входит в UCL Rail) и Globaltrans.

По итогам прошлого года ФГК заняла около 27% рынка перевозок угля, доставив до потребителя 85,1 млн тонн из 315,4 млн, погруженных на сети. За 9 месяцев текущего года ФГК перевезла 63,5 млн тонн каменного угля ( + 1,6% к АППГ 2014 года). Таким образом доля ФГК сохранилась на уровне 27%. Доля ПГК - не многим меньше. У Globaltrans - около 8% рынка.

Отметим, что в текущем году быстрыми темпами наращивали объемы перевозок угля компании с небольшим парком. Так, "дочка" "Уралвагонзавода", компания "УВЗ-Логистик" (около 30 тыс. полувагонов) за 9 месяцев перевезла свыше 29 млн тонн, что на 30% больше, чем в прошлом году. Высокую динамику "УВЗ-Логистик" обеспечил рост погрузки на Западно-Сибирской железной дороге (более 6 млн тонн груза), Красноярской (883 тыс. тонн), а также Южно-Уральской (около 750 тыс. тонн) железным дорогам.

Перевозки угля в сообщении с портами выросли соизмеримо погрузке

ФГК занимает более трети рынка углеперевозок

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт26.11.2015