20-12-21 / 2021
Новости отрасли
Гадание по тарифам на вагоны

В России до сих пор нет рынка аренды вагонов, об этом свидетельствует ситуация на рынке. Такое заявление на IX Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" сделал зампред А ОЖдПС Денис Семенкин. Свои слова он доказал математически. В теории ставка аренды должна находиться в прямой зависимости от уровня доходности вагонов, но на практике все не так просто: ставки аренды зачастую выше, чем ставки доходности вагона. И поэтому участники рынка вынуждены не развивать рынок, а гадать, как не уйти в минус. Беда железной дороги - терминология

Сегодня ни в нормативных актах, ни в научной литературе не дано определения ни ставке аренды, ни ставке доходности. А они – основополагающие термины для понимания операторской деятельности, заявляет Денис Семенкин. И эта путаница терминов доводит операторов до банкротства.

"В арбитражных судах подчас отказывают операторам во взыскании упущенной выгоды вследствие невозможности использовании вагона, когда размер такой упущенной выгоды обосновывается расчетом возможной доходности вагона. Судьи требуют предоставления доказательства потерь, измеряемых именно арендной платой. Порой мы слышим от регуляторов и в средствах массовой информации неверную оценку уровня доходности вагонов через ставку аренды вагонов", - говорит Д. Семенкин.

Эти ставки - о разном, доказывает эксперт. Ставка доходности меняется ежемесячно, а ставка аренды - фиксированная сумма, которая, в зависимости от договора, меняется или раз в год, или дважды. Но это различие не показывает главный критерий: ставка доходности - это очищенная от порожнего пробега ставка предоставления вагона, то есть средний результат прибыли грузового вагона в сутки уменьшенной на расходы на порожний пробег. Именно по ставке доходности определяется величина заработка владельца вагона, подчеркивает эксперт. А вот ставка аренды – это средняя величина стоимости, по которой собственник вагона передает вагон во временное пользование оператору или грузоотправителю.

"Обе эти ставки, как и ставка аренды, так и ставка доходности могут быть включены в стоимость доставки груза. Почему может быть? Потому что это происходит только когда грузоотправитель для вывоза груза привлекает вагон в аренду, а не на технический рейс", - уточняет Д. Семенкин.

Ставки, которые могут разорить

"Теоретически ставка аренды должна находится в прямой зависимости от уровня доходности вагонов. Получается, она должна быть ниже ставки доходности, поскольку оператор должен с полученных доходов оплатить также порожний пробег и текущие ремонты вагонов. Однако на практике бывает наоборот: ставки аренды выше, чем ставки доходности вагона", - говорит Д. Семенкин.

Сейчас в ноябре 2021 года ставка аренды 40-футовых фитинговых платформ составляет 1,5 тыс рублей, такова статистика Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. При этом ставка доходности - 1,7 тыс рублей. Для сравнения, год назад, в ноябре 2020 года ставка аренды составляла 1,4 тыс рублей, а ставка доходности - 1,3 тыс. В январе 2020 года, то есть еще до начала коронавирусных ограничений ставка аренды составляла 1,4 тыс рублей, а вот ставка доходности была на уровне в 1,2 тыс рублей.

Ставка аренду универсальных платформ сейчас, в ноябре 2021 года составляет 1,4 тыс рублей, впрочем, и ставка доходности равна 1,4 тыс рублей. То есть оператор сейчас работает в ноль. За минувший год ставка аренды не изменилась, она и в ноябре 2020 года была 1,4 тыс рублей, а вот ставка доходности за год даже подросла, в ноябре 2020 она была на уровне 1,3 тыс рублей, то есть год назад операторы, сдавая универсальные платформы в аренду, теряли деньги. Впрочем, ситуация была такое и до начала борьбы с коронавирусными ограничениями порядок цифр, для

сравнения, был таков: ставка аренды универсальных платформ составляла 1,25 тыс рублей, а ставка доходности - 1,1 тыс.

"Динамика ставок аренды и ставок доходности не взаимообусловленная. Зачастую ставка аренды существенно выше доходов, получаемых от эксплуатации вагонов. Почему? Причин несколько. Одна из них - уровень ставки аренды определяется наличием вагонов. Отсутствие достаточного количества вагонов даже при низкой доходности разогревает ставку аренды за счет слабого предложения, что и объясняет более высокую ставку аренды по сравнению с доходностью", - констатирует Д. Семенкин.

Договоры с условием: ставки постоянные, переменные и вознаграждение за ситуацию на рынке

Долгосрочные договоры аренды стали, сами того не желая, еще одной причиной разрыва между ставками аренды и доходности. Если грузоперевозчик и оператор заключают договор сроком более чем на один год, то уже через шесть месяцев ставка аренды не соответствует рыночной ситуации.

"Арендаторы вагонов – грузоотправители заинтересованы в вывозе груза и готовы переплачивать за аренду вагонов, не считаясь с реальными ставками на вагоны. А слабое знание рынка собственниками вагона может привести к заниженным ставкам, либо к завышенным", - констатирует зампред А ОЖдПС.

Чтобы компенсировать потери и грузоотправители, и операторы, во-первых, могут включить в договоры аренды дополнительные условия, которые зависят от постоянной и переменной ставки. То есть в договоре прописана минимальная ставка аренды, а в случае положительных результатов оперирования вагонами арендатор доплачивает арендодателю некое вознаграждение на основе собственных расчетов, объясняет эксперт.

Но есть и другой вариант. И оператор, и грузоотправитель могут одновременно влиять на условия договора исходя из ситуации на рынке грузовых перевозок - ставки аренды могут как повышаться по договоренности сторон, так и понижаться.

"Важно. Обе стороны договора следят за изменениями на рынке. И одновременно реагируют на рост или падение рынка. Это правило исключает наличие на рынке непрофессиональных инвесторов в подвижном составе, сторонних "рантье", - добавляет эксперт.

Однако есть и третий вариант. Если грузоотправитель не готов договариваться с оператором, то последний находит не столь цивилизованный способ компенсации затрат: он штрафует за задержку вагонов под грузовыми операциями, за нарушение сроков перевозки и приема к перевозке вагонов.

"Необходимо сформировать прозрачный и логичный рынок аренды вагонов. Это неминуемо приведет к более закономерному его развитию", - резюмирует Д. Семенкин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер20.12.2021