25-12-24 / 2024
Новости отрасли
«Фулл-хаус» железных дорог

Как РЖД собрала все негативные факторы перевозок в один год и что из этого получилось

Перевозка грузов железнодорожным транспортом без учета транзита на протяжении всего 2024 года находилась на минорной ноте. С января по ноябрь включительно не было ни одного месяца, когда погрузка оказалась бы выше, чем за тот же период годом ранее. По итогам 11 месяцев этот показатель снизился на 4,4% до 1,08 млрд т.

Итоги декабря и всего этого года РЖД традиционно подведет в январе 2025 г. Но уже сейчас исходя из среднемесячного объема погрузки в январе - ноябре на уровне 98,4 млн т можно предположить, что показатель едва ли превысит 1,2 млрд т. Это означает, что погрузка на сети РЖД в 2024 г. будет минимальной за последние 15 лет.

Аналитики видят причины такой динамики в комплексе экономических, технических и социальных факторов, которые оказывали влияние на железнодорожные перевозки на протяжении всего уходящего года. Некоторые из этих факторов проявлялись еще в 2023 г., но менее очевидно. Поэтому за 2023 г. погрузка снизилась лишь на 0,2% к 2022 г. до 1,23 млрд т.

К экономическим причинам снижения перевозок относят негативную конъюнктуру на рынках тех товаров, на которые приходятся наибольшие объемы погрузки (уголь, нефть и нефтепродукты и проч.). К техническим - сложности с локомотивами, избыток подвижного состава на сети, рост оборота вагона и ограниченная пропускная способность инфраструктуры в восточном направлении. Социальные факторы - это дефицит персонала и возможные управленческие сложности в центральном аппарате РЖД.

Экономика

Уголь из года в год остается основным грузом на железной дороге, по итогам 11 месяцев этого года на него пришлось 28% в общем объеме перевозок по сети РЖД. Перевозки угля за 11 месяцев снизились на 6% год к году до 301 млн т, следует из данных госмонополии. Из них на экспорт ушло 161,6 млн т (-10%).

При этом общий экспорт угля из России в январе - сентябре 2024 г. (последние доступные данные) снизился на 14% до 132,5 млн т, следует из данных источников "Ведомостей", знакомых со статистикой Минэнерго. Это связано как с резким сокращением рентабельности поставок, особенно через порты юга и северо-запада страны, так и со снижением закупок со стороны основных импортеров - Китая, Индии и Турции.

Помимо этого в январе - ноябре на 14% год к году просела погрузка строительных грузов до 104,2 млн т. На их долю пришлось почти 10% перевозок в отчетном периоде. Снижение по этой номенклатуре связано с завершением в 2023 г. крупных инфраструктурных строек и отсутствием решений по новым объектам в этом году. Незначительное снижение (-1%) показали и перевозки другой крупной категории - нефти и нефтепродуктов. Всего было перевезено 189,5 млн т.

Люди и техника

На рубеже 2023-2024 гг. РЖД столкнулась с дефицитом тяги из-за длительного простоя локомотивов в ремонте, который был связан в том числе с нехваткой специалистов по обслуживанию этой техники. Во второй половине года стало не хватать уже локомотивных бригад. В результате среднесуточное количество отставленных по этой причине поездов за девять месяцев 2024 г. выросло в 3,5 раза в годовом выражении - до 83. РЖД оценивала дефицит штата локомотивных бригад в 3000 человек.

Проблема с кадрами в РЖД, по свидетельствам участников рынка перевозок, носит более масштабный характер, чем нехватка отдельных категорий сотрудников, таких как машинисты и персонал по обслуживанию локомотивов. В частности, речь идет о дефиците по большинству рабочих специальностей.

Проблемы с тягой наряду с инфраструктурными ограничениями на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) в условиях продолжающейся переориентации грузовой базы в этом направлении в 2024 г. замедляли работу железных дорог. Оборот грузового вагона по сети за 11 месяцев этого года вырос на 11% в годовом выражении до 21 дня.

Операторы подвижного состава при этом продолжали покупать вагоны для вывоза грузов. Спрос разгонял производство и способствовал увеличению стоимости вагонов. По данным Информационного центра операторов, средние цены на типовые полувагоны с нагрузкой 23,5 т на ось за первое полугодие 2024 г. выросли на 34% в годовом выражении, инновационные полувагоны (25 т на ось) подорожали на 44%. По прогнозам "Уралвагонзавода", в этом году будет выпущено 74 000 грузовых вагонов, максимальное количество за последние пять лет.

При этом сравнительно низкие темпы списания отслуживших вагонов привели к увеличению парка до рекордных 1,38 млн единиц подвижного состава (+4% г/г). Избыток подвижного состава на сети, по последней оценке РЖД, составил 253 000 вагонов. В результате темпы грузовой работы падали. Монополия в этих условиях была вынуждена зачастую отказывать в согласовании заказ-нарядов на перевозку, что способствовало частичному перетоку грузовой базы - в основном контейнеров - на автотранспорт.

Для сокращения избытка подвижного состава РЖД решила ограничить выход новых вагонов на сеть прямо с заводов. Сначала - всего на несколько дней в октябре, а затем, в ноябре, уже на более продолжительный срок. После серии совещаний в Минтрансе, где вагоностроители жаловались РЖД на то, что готовые вагоны приходится складировать на территории заводов уже в несколько ярусов, стороны договорились начать постепенный выпуск подвижного состава на сеть.

По оценке РЖД на конец второй декады декабря, на заводах находилось 5787 новых вагонов. Для сравнения: за весь октябрь российские предприятия совокупно выпустили 7012 грузовых вагонов. По последним данным участников рынка, подвижной состав действительно начал постепенно покидать территории производственных площадок.

Будущее

Опрошенные "Ведомостями" аналитики отказались прогнозировать динамику погрузки на 2025 г. В основном они ожидают, что описанные факторы продолжат влиять на перевозочный процесс, а санкции - на экспортную конъюнктуру по продукции из России. Положительный вклад в объемы перевозок могут внести новые большие инфраструктурные стройки. Негативно на выпуск продукции машиностроительными предприятиями в 2025 г. будут влиять высокие процентные ставки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости25.12.2024