23-01-13 / 2013
Новости отрасли
ФТС определила тарифный коридор на услуги РЖД в рамках Единого экономического пространства от -12,8 до +13,4%

Федеральная служба по тарифам определила тарифный коридор на услуги ОАО "РЖД" в рамках Единого экономического пространства от -12,8 до +13,4%. С 1 января 2013 года РЖД могут менять инфраструктурную составляющую тарифа в установленных ценовых пределах. Считаете ли Вы такое решение оправданным?

Владимир Варгунин, начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам:

- Указанное решение, предусматривающее более гибкий подход к регулированию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, позволит повысить эффективность государственной тарифной политики в данной сфере, обеспечивая условия для стимулирования увеличения объемов перевозок грузов, рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы, а также привлечения новых на незадействованные или малозадействованные маршруты. Кроме того, это будет способствовать привлечению необходимых средств для обновления объектов инфраструктуры и инновационного развития железнодорожного транспорта. Вместе с тем реализация принятых решений потребует от ОАО "РЖД" разработки соответствующего регламента утверждения тарифов, принципиальные подходы к которому были рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под председательством вице-премьера РФ А. В. Дворковича.

Представитель ОАО "РЖД":

- Бесспорно, предлагаемый принцип тарифного коридора является прогрессивным. Продуктивность этого механизма будет зависеть от его внутреннего наполнения, а именно - от закладываемых поведенческих условий и методологии и, конечно же, от действий компании в процессе его реализации. В целом возможности использования данного механизма должны быть расширены для рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской инфраструктуры.

ОАО "РЖД" сформированы предложения к проектам соответствующих методики и порядка. В том числе предполагалось, что возврат средств частного инвестора, вложенных в финансирование проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры за счет пониженных тарифов, может производиться только при условии получения компанией дополнительной прибыли от реализации таких проектов. Коридор не может применяться к исключительным тарифам и к тарифам, сборам и плате, не возмещающим полные затраты на выполнение соответствующих работ железнодорожного транспорта.

Виктор Галайда, резидент Центра развития инноваций и социального проектирования "ВГИСА", д. э. н.:

- Полагаю, что это правильное, а главное - своевременное решение ФСТ. Прогнозируемая стагнация основных рынков заставит железнодорожную отрасль проводить более жесткую конкурентную политику по отношению к другим видам транспорта. И введение тарифного коридора позволит холдингу гибко регулировать цены на услуги инфраструктуры и сохранить, а возможно, даже увеличить грузовую базу. К другим преимуществам вводимой схемы я бы отнес возможность поощрения грузовладельцев к предоставлению к перевозке гарантированного объема грузов и балансировки загрузки по направлениям для снятия конкретных инфраструктурных ограничений. Единственное, есть опасение, что коридор цен может быть использован монополией для создания неравных условий доступа к инфраструктуре. Но этот вопрос регулируется нормами антимонопольного законодательства. Поэтому большой тревоги по этому поводу у меня нет.

Глеб Киндер, член президиума НП "ОПОРА России", председатель комиссии по железнодорожному транспорту:

- Безусловно, снижение инфраструктурной составляющей позитивно воспринимается клиентами железных дорог. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что решение об увеличении ее размера должно иметь четко ограниченный временной период, иначе стимулов для развития инфраструктуры просто не будет. Именно об этом говорилось в ходе предварительного обсуждения проекта решения. В этом случае дерегулирование является вполне оправданной мерой. Кроме того, я не склонен разделять опасения некоторых экспертов, что РЖД получает возможность каким-то образом создавать более выгодные условия для одних операторских компаний в ущерб другим. Рынок достаточно сбалансирован, и ухудшение или улучшение в равной мере коснется всех его участников. Если же говорить о грузовладельцах, то здесь действительно возможно ухудшение позиций производителей за счет повышения стоимости доставки их продукции, но, во-первых, по сути, инфраструктурные ограничения генерируют не менее серьезные риски, а во-вторых, РЖД не заинтересованы в сокращении объемов перевозок. Если система изменения тарифов будет транспарентной, то негативных последствий я не прогнозирую.

Сергей Журавлев, экономист: Сама по себе идея введения механизмов, позволяющих более гибко реагировать на изменение рыночной ситуации, не вызывает возражений. Вместе с тем настораживает концентрация широких полномочий у одного игрока. Фактически наряду с функциями по предоставлению инфраструктуры, тяговых ресурсов и вагонов РЖД наделяется правами регулятора. Соответственно, необходима четкая и подробная регламентация и периодичности внесения изменений, и самого процесса их разработки, обсуждения и реализации. В противном случае возрастают риски субъективизма в тарифной политике.

Дмитрий Королев, исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава":

- Партнерство поддерживает приказ ФСТ о правилах и условиях применения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов. Вместе с тем полагаем, что ОАО "РЖД" необходимо разработать регламент рассмотрения и принятия решений об изменении уровня тарифов, отразив в нем все необходимые процедурные вопросы. При этом решения по изменению уровня тарифов целесообразно принимать не чаще одного раза в месяц.

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ): - Фактически это решение может создать предпосылки к возврату части грузов на железные дороги, в частности, при перевозке грузов высокого передела, которые перевозятся на короткие пояса дальности. Правда, для этого необходимо решить не менее важные вопросы, касающиеся сокращения общих сроков перевозки грузов, включая заказ услуги, погрузку-выгрузку и т. д. Стоит отметить, что само удорожание для прочих грузоотправителей будет незначительным, так как все-таки перевозка грузов высокого передела не занимает большую долю в доходных поступлениях ОАО "РЖД". Необходимо отметить, что может снизиться уровень прогнозируемости изменения регулируемых тарифов и совокупной транспортной нагрузки. Многим клиентам будет сложно понять повышение или понижение тарифов для отдельных категорий грузоотправителей, постоянно будут слышны жалобы с требованием объяснить поведение монополии в этой части.

Виктория Бондаренкова, директор ООО "Агроснаб":

- Представляется, что риски негативных последствий, а именно оттока грузов с сети РЖД, при реализации данной меры будут очень велики. Ведь на грузонапряженных направлениях конкуренция с другими видами транспорта и без того крайне высока. Если рост тарифа будет достаточно ощутимым, то проблема инфраструктурных ограничений будет решена радикально - вместе с грузами.

По некоторым видам отправок доля транспортных расходов в стоимости товара достигает 70%, поставщики балансируют на грани рентабельности, и для них любое увеличение издержек может привести к прекращению поставок. При этом отправки грузов с высокой добавленной стоимостью уже сейчас достаточно активно переключаются на шоссе, и не факт, что грузовладельцы сохранят свою лояльность к железной дороге, если ко всем прочим "прелестям" прибавится увеличение тарифа.

Александр Исаев, генеральный директор ООО "Регион Транспорт Групп":

- Сложно определить возможные последствия в целом для сети РЖД или экономики страны, но для малых и средних операторов, на мой взгляд, мало что изменится, поскольку (особенно в сегменте повагонных отправок) они опираются на существующий уровень тарифов как на некую базу. Больше он, меньше - это не так важно. Скидка грузоотправителю, так называемый индекс привлекательности - разница между среднерыночным уровнем тарифа и ценой конкретного оператора - вряд ли кардинально изменится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер22.01.13Вопрос номера