09-11-10 / 2010
Новости отрасли
ФСТ приняла методику индексации тарифов на грузовые перевозки, в которую заложен новый подход: уровень цен определяется с учётом долгоср...

Федеральная служба по тарифам приняла методику индексации тарифов на грузовые перевозки, в которую заложен принципиально новый подход: уровень цен на услуги РЖД определяется с учётом долгосрочных перспектив, в том числе инвестиций с многолетним сроком окупаемости. В компании отмечают, что теперь величина изменения ставок станет понятной и легко просчитываемой. Документ, одобренный правлением ФСТ, называется "Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки". Он разработан в развитие принятого в августе 2009 года правительственного постановления о ценообразовании на железнодорожном транспорте № 643 и станет основой для определения размера индексации ставок на 2012 год. Главная новизна заключается в том, что теперь уровень изменения тарифов РЖД будет рассчитываться таким образом, чтобы не только обеспечить финансовые потребности компании в последующем году, но и заработать средства на многолетнюю инвестиционную программу. В настоящее время действует порядок, который можно охарактеризовать как краткосрочный: правительство определяет уровень тарифов, а потом рассчитывает, есть ли необходимость в предоставлении РЖД субсидий. Можно вспомнить, что нынешним летом было принято решение ограничить индексацию в 2011 году на уровне 8%, после чего встал вопрос об оказании государством прямой финансовой поддержки. Новая методика позволяет с помощью заложенных в нее формул заранее определить потребную индексацию и таким образом исключить проявление в данном деле субъективных подходов. Также в документ заложен механизм, который позволяет делать инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта привлекательными. С этой целью в индексации будет учтена нормативная прибыль, благодаря чему инвестор будет хорошо себе представлять сроки окупаемости и отдачу от своих вложений. Это особенно важно перед возможной продажей части акций РЖД на бирже в 2013-2015 годах. В том случае, если государство решает повысить тарифы на величину, меньшую, чем требует методика, оно должно компенсировать перевозчику недостающую часть.

Специалисты департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО "РЖД" отмечают, что данная методика позволяет установить транспарентные правила тарифообразования на железнодорожном транспорте на среднесрочную перспективу, получить гарантированный источник инвестиций - чистую прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство основных фондов компании, а также иметь доказательную базу потерь в доходах ОАО "РЖД" от осуществления государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и принятия бюджетных решений. С этим согласны и многие независимые эксперты. "По логике реформы данная методика должна была быть разработана еще до 2003 года, то есть до введения нового Прейскуранта № 10-01. До сих пор было непонятно, как все эти семь лет реформы рассчитывались тарифы на железнодорожные перевозки. Возможно, что индексация шла по какой-то похожей методологии, но она не была доступна широкому кругу пользователей услуг, а итоговый коэффициент повышения получался некий договорной, в целом устраивающий все заинтересованные стороны", - говорит экспертаналитик департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко. В то же время заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энерго-эффективности Министерства экономического развития РФ Гамид Булатов полагает, что использование предложенного метода на базе затрат компании по всем перевозочным видам деятельности "сохраняет существующую систему перекрестного субсидирования убыточных операций РЖД за счет доходов от грузовых перевозок и ведет к завышению уровня экономически обоснованных затрат". Он считает, что методика должна брать за основу для расчета нормативной прибыли и затрат только ту часть активов РЖД, которые непосредственно участвуют в грузовых перевозках, а не весь капитал компании. По мнению представителя МЭР, документ должен быть до начала применения доработан. Также некоторые грузовладельцы высказывают опасения, что применение новой методики будет способствовать росту железнодорожных тарифов. Однако, по всей видимости, полностью оценить достоинства и недостатки документа можно будет только в рамках его практического применения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.11.10Понятный тариф