05-02-13 / 2013
Новости отрасли
ФСТ подготовила приказ для "формульной" тарификации "привлеченного парка" РЖД с марта

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ подготовила проект приказа, который меняет расчет тарифов на грузоперевозки в полувагонах так называемого "привлеченного парка" ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД). Документ опубликован на официальном сайте ведомства.

Он подготовлен в связи с изменениями в этой схеме, установленной правительством РФ в конце 2011 г., чтобы нормализовать ситуацию с вывозом грузов по железной дороге. Полувагоны "привлеченного парка" РЖД привлекают по регулируемой ставке (сейчас это 700 рублей за вагон в сутки), а предоставляет по дерегулированной - в рамках тарифного коридора от плюс 10% до минус 30% (обе утверждаются ФСТ).

"Изначально фиксированные ставки за аренду полувагонов утверждались на 2012 г., а затем расчет ставок должен был производиться по формуле с учетом фактических затрат подвижного состава за предыдущий период", - пояснили "Интерфаксу" в тарифном ведомстве. Между тем из-за разной трактовки директив правительства о продлении действия "привлеченного парка" временно с середины января РЖД привязали тарифы на предоставление вагонов к регулируемым тарифам прейскуранта "10-01".

"Проект приказа предусматривает перенос начала регулирования "по формуле" на 1 марта 2013 г. До 15 февраля РЖД должны опубликовать данные, на основании которых будут рассчитываться ставки", - отметил собеседник агентства. Действовать такой порядок регулирования будет до 28 февраля 2014 г.

В 2012 г. подвижной состав РЖД арендовали у своей "дочки" - ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, бывшее ОАО "Вторая грузовая компания"), а также у других ж/д операторов (но те в 2012 г. особого интереса к этой оферте не испытывали). В 2013 г. проект приказа предписывает брать полувагоны только у ФГК. При этом, согласно ранее изданному постановлению правительства, привлекаться могут не более 88 тыс. полувагонов ФГК с "дальнейшим поэтапным уменьшением" их числа.

Согласно документу, базовые ставки РЖД за предоставление вагонов "привлеченного парка" при этом могут меняться не чаще двух раз за год - либо в связи с изменениями числа полувагонов, арендуемых монополией у ФГК, либо после корректировки социально-экономического прогноза РФ (в этом случае вагоны ФГК будут арендоваться перевозчиком на уровне максимально возможной стоимости привлечения).

Также проект приказа ФСТ вносит некоторые изменения и уточнения в порядок тарификации "привлеченного парка". В частности, корректируется порядков расчета затрат на деповской и капитальный ремонт, а также "общехозяйственных расходов". Также в состав затрат, учитываемых в ставке привлечения вагонов, включаются проценты ФГК по кредитам на операционную деятельность.

Между тем, демпинг, а также преференции этим вагонам вызывают недовольство у независимых операторов. "Привлеченный парк" работает на совершенно иных принципах, нежели у коммерческих операторов (в отличие от частного, перемещается по усмотрению перевозчика, исходя из его оценки текущей ситуации на железных дорогах РФ), отмечал Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава. То есть, с финансовой и технологической точек зрения на одной ж/д сети в стране работают два принципиально разных типа парков.

При этом партнерство подчеркивало, что "привлеченный парк" создавался именно как временная мера, и с начала 2012 г. появились нормативные, тарифные и экономические условия для новой технологии. Более того, если изначально речь шла, в том числе, и о социальных перевозках по регулируемым тарифам, то сейчас участники рынка говорят, что эти вагоны заказываются и для экспортных перевозок массовых грузов (например, угля).

Как сообщалось ранее, ж/д операторы предлагают ликвидировать привлеченный парк поэтапно. К настоящему времени на межведомственной комиссии, возглавляемой вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, уже принято решение уменьшить его на 10% к концу I квартала 2013 г., сообщал "Интерфаксу" источник на рынке ж/д перевозок.

В дальнейшем сокращение "привлеченного парка", по мнению операторов, могло бы сопровождаться их "возмещением" квази-оператором, которому все участники рынка передадут часть вагонов для перевозок по регулируемым тарифам пропорционально своей величине (но это потребует создания единой саморегулируемой организации, вступать в которую пока согласны не все операторы). Еще один вариант - запустить электронную торговую систему - "биржу вагонов", которая даст грузовладельцам, в первую очередь мелким и средним, найти свободный подвижной состав.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс04.02.13ФСТ подготовила приказ для "формульной" тарификации "привлеченного парка" РЖД с марта