21-04-17 / 2017
Новости отрасли
Франк всему голова

Единой валютой взаиморасчетов железнодорожников "пространства 1520" долгие годы остается швейцарский франк. Мысли о замене или расширении списка валют для взаимных платежей носят лишь теоретический характер, и представители отрасли в этом вопросе единодушны – менять что-либо в этой области рискованно.

Стабильность

Марис Озолс, руководитель отдела общественных связей государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz):

– Уверен, что любые перемены в этой области на сегодняшний день нецелесообразны. Швейцарский франк – крайне стабильная валюта, за долгие годы вспоминается только один период волатильности (в начале 2015 года. – Ред.), так что поиски замены ему попросту лишены смысла. А введение дополнительной валюты может существенно усложнить процедуру взаиморасчетов.

Конкуренция

Александр Кава, советник министра инфраструктуры Украины:

– В использовании вообще иностранных валют есть определенные сложности, особенно в период непростой экономической ситуации в странах "пространства 1520". Это приводит к тому, что услуги на международные перевозки дорожают и становятся неконкурентоспособными с услугами альтернативных видов транспорта. На автотранспорте, к примеру, тарифы полностью свободные, и перевозчики могут довольно быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Впрочем, отказываться от швейцарского франка, думаю, все же не стоит.

Однако у железнодорожников должна быть возможность быстрой корректировки тарифов – это позволило бы избегать оттока грузов и пассажиров на автотранспорт в тех случаях, когда на первый план выходит стоимость перевозок. Дополнительная валюта теоретически была бы интересным вариантом, но по вполне понятным причинам это не может быть валютой одной из стран "пространства 1520" – большинство, как мне кажется, на это не согласится, консенсус найти будет очень тяжело. Доллар или евро, на мой взгляд, тоже не самые удачные варианты, минусы есть и у той, и у другой валюты. Так что наименьшим злом в этом вопросе, думаю, будет бездействие.

Политика

Семен Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов":

– С моей точки зрения, в настоящее время менять что-то весьма рискованно. Валютный рынок отличается волатильностью, и курс новой единицы сегодня будет одним, а завтра совсем другим. А терпеть убытки на ровном месте не хотелось бы. Швейцарский франк представляется вполне крепкой, стабильной валютой. В принципе, введение дополнительной валюты, наверное, возможно, но для этого необходимо провести максимально подробный анализ рынка, посмотреть, как ведут себя кандидаты в тех или иных условиях. И решение принимать только на основе данных, полученных после детального изучения ситуации. Кроме того, использование валюты в международных взаиморасчетах – вопрос политический. И в этом смысле Швейцария как нейтральная сторона всех устраивает, поэтому продолжение использования франка мне пока представляется наиболее целесообразным вариантом.

Справедливость

Тоомас Уйбоупин,

директор по стратегическому развитию управляющей компании АО "Эстонская железная дорога" (AS Eesti Raudtee):

– В теории расширение списка валютных единиц для взаиморасчетов – это очень интересная идея. Естественно, со своей стороны мы бы предложили использовать помимо традиционного швейцарского франка еще и евро. Преимущества евро очевидны – это вторая после доллара США резервная валюта, она достаточно стабильна на рынке. Кроме того, для Эстонии и других стран Балтии использование евро во взаиморасчетах полностью исключило бы валютные риски. Однако выносить вопрос ввода дополнительной валюты на Совете по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества мы не планируем по ряду причин. Во-первых, швейцарский франк за долгие годы зарекомендовал себя с лучшей стороны, он отличается высочайшей стабильностью. А во-вторых, это, наверное, было бы несправедливо по отношению к другим участникам совета. В конце концов в таком случае многие предложили бы свои национальные валюты и были бы по большому счету правы – даже несмотря на их немалую высокую волатильность.

Риски

Виталий Жигалов, начальник финансово-экономической службы ГО "Белорусская железная дорога":

– Швейцарский франк выбран не случайно – это достаточно стабильная, понятная и удобная валюта, с которой всем удобно работать. Используется она не только для взаиморасчетов, но и для оплаты грузовых и пассажирских тарифов. Переход же на другую валюту связан с определенными сложностями – финансовыми, политическими, законодательными. Если расчет по тарифам останется в швейцарских франках, а взаиморасчеты будут, например, в какой-то национальной валюте, возникнет курсовая разница. А это финансовые риски для компаний. Кроме того, не исключаю, что при таком раскладе понадобятся законодательные изменения. Утверждение такой нормы потребует крайне много времени.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.04.2017